Девиантное и делинквентное поведение в подростковом возрасте. Особенности работа педагога-психолога с данными группами подростков

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом непростом выборе), формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых.

Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

Отклонения в поведении подростка будем называть девиантным поведением.
Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

Особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

Наиболее информативной методикой диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков и старшеклассников является тест, разработанный Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Для понимания этого теста определимся с некоторыми понятиями, использующимися в психологии девиантного поведения. Девиантное поведение включает в себя такие формы поведения, как делинквентное и аддиктивное.

Делинквентное поведение – «отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние» (В.Д.Менделевич)

Аддиктивное поведение - «это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: