Вопросы:
1. Понятие, цели и виды адаптации
2. Методы и стадии адаптации персонала
1. Понятие, цели и виды адаптации
Адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Под адаптацией понимается не только процесс, но и результат.
Цели адаптации:
≈ уменьшение издержек, связанных с невысокой эффективностью работы;
≈ снижение степени неопределенности у новых работников;
≈ сокращение текучести кадров;
≈ экономия времени руководителя и сотрудников;
≈ формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею.
Выделяют следующие формы адаптации:
1) Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности.
2) Производственная адаптация - включение работника в новую производственную среду, усвоение норм трудовой деятельности, установление и расширение взаимосвязей между работником и производственной средой.
|
|
3) Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, формированием профессиональных качеств.
4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.
5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
6) Организационная адаптация - ознакомление с особенностями организационного управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.
7) Экономическая адаптация - уровень заработной платы, способы материального стимулирования и т.п.
8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на предприятии.
Выделяют также первичную и вторичную адаптации, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.
Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений).
Цели первичной адаптации:
» включение молодежи в трудовую деятельность;
» распределение рабочей силы;
|
|
» социализация и профессионализация;
» замещение убывающих работников;
» профессиональный отбор и ориентация.
Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус).
Цели вторичной адаптации:
~ перераспределение кадров;
~ приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест;
~ дальнейшая социализация и профессионализация;
~ повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива;
~ совершенствование производственного климата.
2. Методы и стадии адаптации персонала
Методы адаптации:
· наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальных этапах его работы более опытным сотрудником).
· тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.)
· беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
· специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
· экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
· анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока).
· другие методы (аттестация, тестирование, обучение, день новичка, корпоративные мероприятия и пр.)
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:
· ~ качественный уровень работы по профессиональной ориентации;
· ~ объективность деловой оценки;
· ~ престиж профессии, работы по специальности;
· ~ особенности организации труда и мотивации;
· ~ гибкость системы обучения;
· ~ особенности социально-психологического климата;
· ~ личностные свойства (психологические, возраст, семейное положение и т.п.).
Рис 1. Процесс адаптации и его эффективность
Рис. 2 Организация процесса адаптации