Вопрос № 1. Организация независимой оценки рисков

Отправной точкой в работе по созданию системы независимой оценки рисков и модернизации государственного пожарного надзора явилось утверждение коллегией МЧС России в мае 2002 года Концепции совершенствования деятельности в области осуществления государственного пожарного надзора на период до 2005 года.

В целях реализации основных положений Концепции и подготовки новых форм и методов организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в рыночных условиях была намечена работа по организации аудиторской деятельности в области пожарной безопасности (далее – аудит), которую следует осуществлять по следующим направлениям:

совершенствование механизмов страхования зданий и сооружений от пожаров;

разработка типовых методик оценки рисков возникновения и развития пожара на страхуемых объектах, а также необходимых рекомендаций по их противопожарной защите;

экспертная оценка противопожарного состояния объектов для определения уровня его защищенности;

установление суммы страхового сбора в зависимости от уровня противопожарной защиты страхуемых объектов;

обмен информацией о противопожарном состоянии поднадзорных и страхуемых объектов;

возможность отчисления страховыми компаниями средств на превентивные мероприятия.

В период разработки аудит предусматривал оценку противопожарного состояния объектов надзора в рамках определения критериев его общей безопасности для различных целей по заявлениям организаций и граждан. Также было определено, что информация о результатах аудита должна быть открытой, обязательной для определенной категории объектов, в том числе с массовым пребыванием людей, что положительно скажется на рейтинговой оценке организации в ходе конкурентного отбора, позволит потенциальным потребителям предварительно изучить вопросы, связанные с обеспечением безопасности оказываемых услуг. Превалирующим направлением деятельности по введению аудита является создание механизмов мотивации добровольности его проведения. Было очевидно, что данный вопрос требует необходимой проработки на законодательном уровне.

Введение аудита позволит более эффективно организовать рабочее время государственных инспекторов и в первую очередь сосредоточить внимание на проведении мероприятий по контролю на объектах с массовым пребыванием людей, энергетики, жизнеобеспечения, социальной сферы, высвободив их от проведения проверок объектов малого бизнеса, что соответственно устранит административные барьеры в развитии предпринимательской деятельности.

В 2007 году работа по созданию системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, одобренной Президентом Российской Федерации, была продолжена.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К. утвердил план-график создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Концепцией создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, подготовленной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 июня 2006 г. № Пр-954 и поддержанной Правительством Российской Федерации 7 апреля 2007 г. № СН-П4-1606, было разработано Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, создана комиссия МЧС России по организации системы независимой оценки рисков (далее – Комиссия). Комиссию возглавил главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору Кириллов Г.Н. Состав комиссии и Положение о комиссии утверждены Приказом МЧС России от 4 декабря 2007 г. № 634.

Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (далее – Положение) определяет общий порядок функционирования системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Система независимой оценки рисков), в т.ч. устанавливает цели, принципы, правила и процедуры организации и проведения независимой оценки рисков, состав Системы независимой оценки рисков, а также функции, права и обязанности ее участников, взаимоотношения между ними.

Под системой независимой оценки рисков понимается совокупность участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков.

Независимая оценка рисков – осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах защиты.

Действие Положения распространяется на органы государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, а также государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайные ситуации), экспертные организации и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, органы по аттестации экспертов и аккредитации экспертных организаций, страховые организации, а также на организации, подлежащие независимой оценке рисков.

Положение основывается на следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

Целями создания системы независимой оценки рисков являются:

повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков;

снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также за счет изменения форм и методов надзорной деятельности;

получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.

Задачами системы независимой оценки рисков являются:

установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением;

организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты;

организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.

При осуществлении независимой оценки рисков на объектах защиты, с учетом возможного причинения вреда третьим лицам, оценке соответствия установленным требованиям подлежат:

системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технические мероприятия в области пожарной безопасности;

объекты гражданской обороны, системы управления и оповещения гражданской обороны, а также организационные и инженерно-технические мероприятия гражданской обороны объектов защиты;

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектов защиты, а также организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, функционирование которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: