Одной из основ древнеиндийской философии являлись священные книги брахманов «Веды» (сер. II тысячелетия до VI в. до н.э.), которые состояли из «Санхитов» (сборников): «Ригведы» (книги гимнов); «Яджур веды» (книги жертвенных ритуалов); «Самаведы» (книги напевов); «Атхарваведы» (книги заклинаний); «Брахманы» (ритуальные тексты); «Араньяки» («Лесная книга», повествующая о жертвоприношениях); «Упанишады» (философское тайное учение).
В результате, критического отношения к брахманизму религиозных учений: адживика (натуралистически-фантастическое течение, отрицающее существование души); джайнизма (учение о татвах, т.е. сущностях составляющих основу строительства мира и фундаментальной истины, из которой строится знание); буддизма (учение об избавлении от страданий и достижение нирваны, т.е. состояния небытия или блаженства), - возникло шесть классических философских систем:
1. Миманса – вечность, незыблемость и абсолютный авторитет Вед; необходимость соблюдать ритуалы.
2. Веданта – идея пантеизма, т.е. слияния отдельных душ людей с мировой религией Брахма (т.е. природой).
3. Санкхья – идея самостоятельности материи и множественности отдельных тел в отличие от мирового пантеизма Веданты.
4. Вайшешика – атомистическая теория.
5. Ньяя – теория познания и логики, которая привела к сближению с атомистической теорией. Выступала против скептицизма буддистской теории познания.
6. Йога – аскетическое учение; практическое применение религиозных и философских принципов для целей совершенствования тела и души.
В зависимости от жизненного уклада, физических и интеллектуальных данных индусы соблюдали установленный порядок обычаев и ритуалов в касте, избирали тот или иной путь духовного, нравственного совершенствования. Всё это обеспечивало благоприятную карму, перерождение после смерти в существо более высокого ранга или избавления от сансары (цепи перерождений) и приобретение состояния мокши – освобождения души и слияния её с абсолютом – Брахманом.
На этой основе и зародился индуизм: религиозно-социальная система, проявляющаяся через совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книги (Веды) и предписаниями брахманов.
Основные течения индуизма:
- Вишнуизм от бога Вишну (бог милосердия и любви) проявляется через аватары (телесные проявления): Кришна и Рама.
- Шиваизм от бога Шива (разрушитель мира и носитель творческой энергии) проявляется через аватары: Бык Нанди; мужские и женские гениталии.
- Шактизм (тантризм) от проявления женского начала бога Брахмана – поклонение обнажённой женской натуре (обряды и половые оргии).
БРАХМАН (создал Вселенную и определил реальный мир для человека) | |||||
Проявляется в тримурти: | |||||
Женское начало: | Мужское начало: | ||||
Шакти | |||||
Сарасвати | Брахма (создатель) | ||||
Лакшми | Вишну (хранитель) | ||||
Парвати | Шива (разрушитель) | ||||