Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве

Основополагающим положением Конституции Российской Федерации (ст. 5) закрепляющим территориальную целостность государства является то, что: «Федеративное устройство Российской Федерации основывается на её государственной целостности, единстве системы государственной власти». Действующий УИК РФ, в отличие от прежнего ИТК, более четко определяет общий порядок применения его соответствующих норм. Это обстоятельство предполагает регламентацию действия его основных положений в пространстве и во времени. В соответствии с требованиями части 1 статьи 6 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории РФ.

Ни для одного субъекта РФ, в связи с этим, не предусматривается никаких исключений, в том числе и для субъектов, на территории которых исповедуется ислам или культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная право на принятие или изменение уголовно-исполнительного законодательства принадлежит РФ.

Территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами РФ, Высота воздушного столба, находящегося над территорией государств, на настоящий момент не определена нормами международного права.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые особенности действия законодательных установок, относящихся к особому порядку исполнения наказаний в отношении граждан РФ, осужденных и отбывающих уголовные наказания на территориях других государств. В соответствии с требованиями части 2 статьи 63 Конституции Российской Федерации выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осуждённых для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Условия и порядок отбывания наказания в таких случаях определяется законодательством тех государств, где совершили преступления и отбывают наказания виновные.

В качестве особого порядка межгосударственных отношений, следует рассматривать и процедуру возможной передачи преступников для отбывания определенного судом уголовного наказания государству их гражданской принадлежности. Вопросы такого процедурного порядка регулируются международными договорами и соглашениями[66]. Представляется, что такая практика взаимной передачи лиц, осужденных к лишению свободы, весьма полезна и востребована. При передаче осужденных в страну гражданства гарантируются их права и законные интересы. Так, процедура передачи предусматривает обязательное согласие осужденных, сохранение ими прав на амнистию или помилование. Суть заключаемых Россией договоров состоит в том, что ими обеспечивается возможность осужденных отбывать наказание в родственной социальной среде, что должно оказывать положительное воздействие на процесс их исправления и возвращения к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания.

Договоры гарантируют, что транспортировку осужденных осуществляется за счет государств, их ратифицирующих.

Несколько иной порядок взаимоотношений государств в вопросах выдачи преступников установлен в рамках СНГ. 22 января 1993 г. была подписана Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была ратифицирована десятью государствами - участниками СНГ, в том числе и Российской Федерацией. 28 марта 1997 г. на очередном заседании Совета глав государств - участников СНГ был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Минскую конвенцию. Многосторонняя Конвенция СНГ (раздел IV, часть 1) основана на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче, но имеет некоторые особенности. Конвенция СНГ содержит жесткое обязательство выдачи. Выдача касается двух случаев: для привлечения к уголовной ответственности и для приведения уже вынесенного приговора в исполнение. К обоим случаям применяется принцип «двойной криминальности». Разница в том, что при выдаче для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы право обеих сторон предусматривало за совершенное деяние наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года, а при выдаче для приведения приговора в исполнение требуется, чтобы лицо было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (ст. 56). Конвенция обязывает каждую из сторон осуществлять уголовное преследование собственных граждан в соответствии со своим законодательством по поручению стороны, на территории которой преступление было совершено (ст. 72).

Важным является вопрос об определение действия норм уголовно-исполнительного законодательства во времени. Действовавший ранее Исправительно-трудовой кодекс не устанавливал никаких правил относительно этого процесса. В новом Уголовно-исполнительном кодексе (ч. 2 ст. 6) закреплено, что «исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Из этого следует, что при определении условий действия нормы во времени необходимо учитывать юридически фиксируемые начало и окончание ее действия.

Относительно начала действия закона, регулирующего процесс исполнения наказания, следует отметить, что здесь необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированном в п. 3 ст. 15 Конституции РФ. Согласно этому положению, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Конституционные, федеральные законы, корректирующие или дополняющие уголовно-исполнительное законодательство, равно как и другие отрасли права, вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие. Прекращается действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, также с момента опубликования соответствующего закона, отменяющего его, или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

УИК РФ был принят Государственной Думой 18.12.1996 г. Введен в действие с 1.07.1997 г. Федеральным законом РФ от 8.01.1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие УИК РФ».

В отличие от уголовного законодательства (ст. 10 УК РФ), действующий Уголовно-исполнительный кодекс не устанавливает правила обратного действия его норм (обратной силы). Законодатель исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение без всяких исключений по кругу лиц. Такое правило относится и к оказанию освобождаемым лицам помощи, в том числе и материальной. Размер материальной помощи оказываемой освобождаемым лицам определяется нормативами, действующими в период времени, когда производится освобождение осужденного. Такое положение обратной силы не имеет, даже в том случае, если эта помощь значительно ниже той, которая могла быть оказана освобождаемому лицу ранее судимому.

Контрольные вопросы:

1) Дайте понятие действующего уголовно-исполнительного законодательства. Назовите его основные признаки.

2) Какие цели стоят перед уголовно-исполнительным законодательством? Решение каких задач позволит достигать поставленных законодателем целей?

3) Что следует понимать под принципами вообще и под принципами уголовно-исполнительного права в частности?

4) Перечислите основные принципы построения уголовно-исполнительного законодательства. Какие принципы следует относить к общеправовым?

5) Каковы правила обратной силы норм уголовно-исполнительного законодательства?

6) Какие принципы отличают уголовно-исполнительного права от других отраслей права и, в силу этого, являются собственными принципами уголовно-исполнительного права?

7) Что такое норма права? Какие нормы уголовно-исполнительного права Вы знаете? Дайте их классификацию.

8) Какими нормативными актами регулируются вопросы действия уголовно-исполнительного права во времени и пространстве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: