Социальное, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных

Ограничения социальных возможностей, связанных с процессом отбывания уголовного наказания, не носят тотального характера и имеют место лишь в том объёме, который не может быть гарантирован в условиях изоляции от общества. Основными правами, гарантированными Конституцией осуждённые пользуются либо в полном объёме, либо в соответствии с правилами, определяемыми уголовно-исполнительным законодательством.

Правовой статус осуждённых не затрагивает отдельных их трудовых прав. Так, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному страхованию на общих основаниях, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Пособия выплачиваются женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Лишенные свободы на общих основаниях имеют право на государственное пенсионное обеспечение по старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем их перечисления на лицевые счета осужденных.

Важную роль в исправлении осужденных играет создание осужденным нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечение надлежащим питанием, вещевым имуществом, постельными принадлежностями, инвентарем и обеспечение коммунально-бытовыми услугами. На территории жилой зоны исправительного учреждения устраиваются: спальные помещения, столовая, клуб, медико-санитарная часть. В целях повышения образовательного уровня осуждённых организуются школы, и профтехучилища. Кроме того функционируют: магазин, банно-прачечный комплекс и иные объекты социального назначения. С разрешения администрации исправительного учреждения для отправления культовых потребностей на территории колоний разрешается строительство и функционирование церквей, часовен, мечетей. В случае отсутствия такой возможности в исправительном учреждении организуются молильные комнаты.

Жилые помещения (общежития) оборудуются из расчета размещения осужденных по отрядам, бригадам и разделяются на спальные комнаты, помещения для проведения воспитательных мероприятий, туалеты, умывальники, комнаты хранения личных вещей, бытовые помещения (комнаты приема пищи, вешалки, сушилки и т.п.).

Санитарная норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы не может быть меньше следующих параметров:

1) в исправительных колониях двух квадратных метров;

2) в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров;

3) в колониях, предназначенных для отбывания наказания осуждёнными женщинами, – трёх квадратных метров;

4) в воспитательных колониях – трёх с половиной квадратных метров;

5) в лечебных исправительных учреждениях – трёх квадратных метров;

6) в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальное спальное место с комплектом спальных принадлежностей, тумбочки для хранения личных вещей, табуретки, скамейки, столы.

В составе жилого комплекса выделяются помещения для краткосрочных и длительных свиданий осужденных с прибывающими к ним родственниками и иными лицами. Комнаты длительных свиданий оборудуются по гостиничному образцу, проживание в них платное.

За пределами жилой зоны располагаются производственная зона, штаб учреждения, городок для размещения подразделения охраны, складские помещения, овощехранилища и др.

Вещевое довольствие осужденных (одежда и обувь установленного специального образца) дифференцируется в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья осужденного и характера выполняемой им работы, а также вида режима исправительного учреждения и места его расположения. За счет собственных средств осужденные могут приобретать разрешенную к использованию в исправительном учреждении одежду и обувь (включая спортивную). Они обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум — мылом, зубной щеткой, зубной пастой, туалетной бумагой). Мужчины обеспечиваются одноразовыми бритвами, женщины — средствами личной гигиены.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счёт средств предприятий привлекающих к труду осуждённых им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы питания, установленные для осужденных, зависят от характера выполняемой ими работы, возраста, здоровья, климатических условий, для женщин — состояния беременности и наличия детей. Постановлением[171] Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. № 205 установлены не только минимальные нормы питания, но нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время. Стоимость питания, вещевого довольствия (одежды и обуви), а также коммунально-бытовых услуг оплачивается осужденными из средств, имеющихся на их лицевых счетах. За питание, коммунально-бытовые услуги удержание производится ежемесячно, за вещевое довольствие — в рассрочку или, по желанию осужденного, — единовременно. Безвозмездно питание и вещевое довольствие предоставляется:

1) несовершеннолетним;

2) инвалидам первой и второй групп;

3) женщинам с беременностью свыше четырех месяцев;

5) кормящим матерям на период освобождения от работы;

6) осужденным, не получающим пенсии либо освобожденным от работы по болезни;

7) неработающим осуждённым по не зависящим от них причинам.

Для приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости, устанавливается безналичный расчёт, на эти цели осуждённые могут использовать средства, заработанные в период отбывания наказания, а также пенсии, социальные пособия и переводы денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осуждённых (часть 1 ст. 88 УИК дана в редакции Федеральных законов от 8 декабря 2003 года № 161; от 3 апреля 2006 года № 46-ФЗ и от 30 декабря 2012 года № 304-ФЗ).

В исправительных учреждениях для осужденных женщин, имеющих детей, могут организовываться дома ребенка. Осужденные женщины могут посещать своих детей, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или, по решению органов опеки и попечительства, — иным лицам, либо, по достижении детьми трехлетнего возраста, — направлены в соответствующие детские учреждения. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения вправе продлить время пребывания в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью.

Осужденные беременные женщины, женщины, имеющие при себе детей, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счёт средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения. Беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовый период оказывается специализированная медицинская помощь.

Без ограничений могут использовать средства, находящиеся на лицевых счетах инвалиды первой или второй группы и осуждённые, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях.

Правовые нормы, регулирующие медико-санитарное обслуживание лиц, лишенных свободы, как важную составную часть организации условий отбывания наказания в целом соответствуют требованиям международно-правовых стандартов обращения с заключенными. Регулирование этого аспекта деятельности исправительных учреждений исходит из положений ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и осуществляется на основе положений ст. 101 УИК, законодательства о здравоохранении, нормативных актов Правительства РФ.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных создаются: лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части. Содержание и амбулаторное лечение осужденных, больных открытой формой туберкулеза, наркоманией и алкоголизмом осуществляется в лечебных исправительных учреждениях.

Характерной особенностью медико-санитарного обеспечения осужденных является применение принудительных мер медицинского характера. В тех случаях, если ко времени освобождения осужденного его лечение не будет завершено, администрация исправительного учреждения, при наличии соответствующего медицинского заключения, входит в суд с представлением о продлении принудительного лечения в учреждениях органов здравоохранения.

Специфический элемент охраны жизни и здоровья осужденных к лишению свободы — возможность их принудительного питания в случае отказа от приема пищи. Часть 4 ст. 101 УИК РФ устанавливает, что в случаях отказа от приема пищи, ставящих под угрозу жизнь осужденного, допускается его принудительное питание по медицинским показаниям. Порядок и формы осуществления такого питания определяются медицинской ситуацией.

Применительно к отдельным категориям осужденных (отбывающих наказания в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах), содержащихся и работающих в запираемых помещениях ст. 93 УИК определяет право на ежедневную прогулку на открытом воздухе. Это достаточно важно с точки зрения сохранения здоровья осужденных. Продолжительность прогулок для различных категорий осужденных определяется ст. 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 УИК РФ. Прогулки предоставляются ежедневно в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения (прогулочные дворы).

Контрольные вопросы

1) Назовите общие правила установления условий отбывания наказания.

2) Ким образом регулируются вопросы по поддержанию социальных связей осуждённых?

3) Назовите основные положения уголовно-исполнительного законодательства по материально-бытовому и медико-санитарному обеспечению осуждённых

Глава 12. Режим в условиях исправительных учреждений: понятие, функции и основные средства обеспечения

§ 1. Понятие и сущность режима содержания осужденных в условияхисправительных учреждений

Наиболее важным из всех средств исправительного воздействия на осуждённых закон называет режим отбывания наказания.

В общеупотребительном выражении «режим» (от лат. «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил мероприятий норм для достижения какой либо цели[172]. Когда речь идёт о режиме осуждённых, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении – как распорядок жизни человека подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, присущих комплексу правовых ограничений[173].

Понятие режима отбывания наказания ранее в правовых документах не раскрывалось, а лишь излагались основные требования, которые определяли его содержание. К таким требованиям относилось:

1) обязательная изоляция осужденных;

2) постоянный надзор;

3) точное и неуклонное выполнение осуждёнными своих обязанностей;

4) различные условия содержания.

Отсутствие законодательного определения режима содержания осуждённых предопределило множество авторских взглядов относительно его понятия, содержания и функциональной нагрузки.

Попытки дать научное определение режима предпринимались учеными – пенитенциаристами неоднократно. Так, проф. С.В. Познышев полагал, что пенитенциарный режим – есть система мер, направленных к тому, чтобы известным образом изменить подвергающихся ему людей. К пенитенциарному режиму он относил весь комплекс мер воздействия на преступника, не выделяя при этом, какое либо из специфических средств, применяемых в отношении заключенного[174]. Такое определение лишь в общих чертах отражало сущность режима.

Проф. Б.С. Утевский рассматривал режим как урегулированный нормами исправительно-трудового права связанный с исправительно-трудовым воздействием, порядок отбывания наказания, обеспечивающий кару, исправление и перевоспитание осужденных, а также решение задач частного (специального) и общего предупреждения [175].

В дальнейшем научные взгляды на определение понятия режима корректируется и уточняется. Однако большинство авторов объединяет общая точка зрения, которая основана на определяющей роли норм исправительно-трудового нрава в наполнении содержания режима.

В начале 60-х годов режим рассматривался уже как непременное условие процесса исполнения уголовных наказаний. В специальной литературе советского периода вновь появились различные точки зрения на режим, как на предмет научного исследования. В работах исследователей исправительно-трудового права явно прослеживалась достаточно логичная мысль отождествления режима содержания осуждённых к лишению свободы с присущей уголовному наказанию карой.

Ф.П. Кузнецов, например, характеризовал режим как урегулированный нормами исправительно-трудового права порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, в котором выражается присущая данному наказанию кара, который вместе с тем сам оказывает воспитательное воздействие на осужденных и создает условия для применения остальных средств исправления и перевоспитания[176].

Проф. А.А. Беляев под режимом понимал "...установленный и регулируемый нормами советского исправительно-трудового права порядок жизни и труда заключенных, обеспечивающий их изоляцию, а также осуществление ограничений, связанных с лишением свободы, выполнение заключенными их обязанностей, гарантию осуществления принадлежащих им прав и создание условий для их исправления и перевоспитания"[177].

Режим отбывания наказания в виде лишения свободы, по мнению проф. Н.А. Стручкова, следует рассматривать как установленный законом порядок исполнения (отбывания) наказания, отражающий свойственный данному наказанию комплекс правовых ограничений, выступающий в качестве одного из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Режим создаёт необходимые условия применения и обеспечивающий само применение иных основных средств исправления и перевоспитания осужденных[178].

С точки зрения проф. А.Е. Наташева, режим отбывания наказания в виде лишения свободы может быть определен как установленный нормами исправительно-трудового права порядок реализации уголовно-правовой кары и привлечения осужденных к общественно полезному труду, политико-воспитательной работе, общеобразовательному и профессионально-техническому обучению[179].

Ю.М. Ткачевский считает, что режим в учреждениях и органах, исполняющих наказание, это порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, урегулированный правовыми нормами. Автор приходит к выводу, что режим, прежде всего, определяет порядок и условия исполнения наказания, права и обязанности осужденных и, вместе с тем, регламентирует правомочия и обязанности администрации органа, исполняющего наказание[180].

Даже самый поверхностный взгляд на приведённые выше авторские позиции указывает на то, что режим отождествляется либо с порядком отбывания осуждёнными наказания в виде лишения свободы (согласуется с современной законодательной трактовкой), либо с порядком исполнения наказания, либо с порядком реализации уголовно-правовой кары. Авторы единодушны в одном и главном выводе – режим это прямое отражение уголовно-правовой кары. Именно в его содержании аккумулируется вся совокупность правовых ограничений и лишений, находящаяся в прямой зависимости от степени общественной опасности совершаемых преступлений и личности виновного лица. Иными словами он (режим) и есть сама суть всего исправительного воздействия на осуждённых, посредством которого организуется и обеспечивается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Такой подход позволяет сформулировать следующие основные задачи, стоящие перед режимом исправительных учреждений (ст. 82 УИК):

1) охрана и изоляция осуждённых;

2) постоянный надзор за осуждёнными;

3) обеспечение исполнения осуждёнными возложенных на них обязанностей;

4) реализация прав и законных интересов осуждённых;

5) гарантия личной безопасности осуждённых и персонала;

6) раздельное содержание осуждённых;

7) обеспечение дифференцированных условий содержания осуждённых в прямой зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом для отбывания наказания;

8) решение вопросов, регулирующих порядок изменения условий отбывания наказания.

Термин "режим" довольно часто употребляется в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двояком смысле:

1) как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений;

2) как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Относительно режима осужденных этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правовых ограничений.

На понимание смысла и содержания понятия, обозначаемого понятием «режим отбывания наказания», и, прежде всего «режим лишения свободы» влияют два фактора:

1) общеупотребительное значение этого слова;

2) специальное значение, поскольку «режим», это закреплённый в законе термин, т. е слово, которое обладает особым смыслом. Именно это имеют в виду, когда используют слово «режим» в теории и на практике исполнения наказаний[181].

В соответствии с законом режим рассматривается в качестве основного средства исправления осуждённых. Относительно всех средств исправления осуждённых именно режим является базовым, т.к. создаёт условия для их применения. Вне поля действия режима не могут применяться воспитательная работа, общественно полезный труд, обеспечиваться получение осуждёнными общего образования, их профессиональная подготовка, осуществляться общественное воздействие. Режим прямо указывает на специфический характер уголовно-исполнительных отношений, придаёт в силу этого основным средствам исправительного воздействия принудительный и обязательный характер, обеспечивает исполнение наказания в неразрывной связи с процессом воспитания осуждённых, подготовкой их к жизни в условиях гражданского общества.

Режим исполнения наказания выражает свойственную ему кару, как сущность наказания вообще и содержание конкретного наказания в частности. Поскольку кара представляет собой комплекс правовых ограничений, то именно режим создаёт осуждённому определённые тяготы, лишения и причиняет страдания.

Карательное воздействие на осуждённых в форме правовых ограничений обусловлено тремя основными обстоятельствами:

Во-первых, они (ограничения) необходимы в силу характера и содержания уголовного наказания. Иными словами, при исполнении уголовного наказания их присутствие обязательно. Без изоляции осуждённого от общества не может быть и самого наказания в виде лишения свободы.

Во-вторых, ограничения, выражающие суть кары, устанавливаются в качестве средств воздействия на осуждённого, рассчитанных на удержание его от совершения новых преступлений. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ);

В-третьих, следует отметить наличие правовых ограничений, которые не обуславливаются содержанием наказания и поэтому не несут в себе кары. Эти ограничения выражаются в необходимости соблюдать определённые правила поведения[182].

Таким образом, режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, их основные права и обязанности. Нормы режимного характера обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

В сферу деятельности режима вовлечён довольно широкий круг лиц:

1) осуждённые;

2) администрация исправительных учреждений;

3) администрация организаций и предприятий, где работают осуждённые;

4) представители общественных организаций;

5) должностные лица государственных учреждений;

6) отдельные граждане, постоянно, временно или в силу должностных обязанностей находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: