Администрация исправительного учреждения принимает непосредственное участие в решении вопросов о дальнейшей судьбе освобождаемых осуждённых. Так она обязана в течение 10 дней после подачи осуждёнными ходатайства об отсрочки отбывания наказания запрашивает в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и у родственников осуждённых следующие документы:
1) справку о согласии родственников принять осуждённого и ребёнка, предоставить им жильё и создать необходимые условия для проживания с ребёнком;
2) медицинское заключение о состоянии беременности осуждённой женщины;
Справку о наличии ребёнка у осуждённого (мужчины).
Обязанности администрации исправительного учреждения:
1) после получения указанного перечня документов администрация исправительного учреждения не позднее 10 дней направляет в суд ходатайство или представление об отсрочке отбывания наказания, а также характеристику и личное дело осуждённого;
2) получив решение суда об отсрочке отбывания наказания, администрация исправительного учреждения освобождает осуждённого;
Определённые льготы предусматриваются уголовно-исполнительным законодательством в отношении женщин в вопросах обязательного привлечения их общественно полезному труду. Так, осуждённые женщины старше 55 лет, а также, признанные инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию. При этом на них полностью распространяются требованиями и правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ст. 103 УК РФ);
3) берёт у осуждённого подписку о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в трёхдневный срок со дня прибытия;
День освобождения осуждённого направляет в уголовно-исполнительную инспекцию копию в постановления суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения. С указанного момента осуждённый переходит под контроль уголовно-исполнительной инспекции по месту избранного им места проживания.
Осуждённый следует к месту жительства самостоятельно за счёт средств федерального бюджета.
Уголовно-исполнительная инспекция обязана:
1) поставить на учёт;
2) после явки осуждённого уголовно-исполнительная инспекция в течение трёх суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осуждённого;
3) осуществлять контроль за поведением осуждённого;
В случае неприбытия осуждённого в двухнедельный срок со дня его освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия. В случае недостижения результатов уголовно-исполнительная инспекция направляет в органы полиции материалы для организации местного и федерального розыска осуждённого.
Предусматривая объективно выраженные и позитивно воспринимаемые меры, направленные на ослабление режимных требований в отношении женщин, обязанных отбывать и отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, законодатель предоставляет уголовно-исполнительным инспекциям возможность контроля за их поведением. В случае необходимости возможно и применение санкций за нарушения установленных ограничений и условий. Такое право реализуется в ходе исполнения ограничительных норм.
Так, если осуждённый, к которому применена отсрочка отбывания наказания, уклоняется от воспитания ребёнка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция вправе объявить ему письменное предупреждение (ч.1 ст. 178 УИК РФ).
Государство оставляет за собой право на контроль за обеспечением нормальных условий воспитания детей со стороны осуждённых. В этой связи, в том случае, если осуждённый отказался от ребёнка или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от его воспитания и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осуждённого для отбытия наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.
Осуждённый считается уклоняющимся от воспитания ребёнка в следующих случаях:
1) при оставлении ребёнка в родильном доме;
2) при передаче ребёнка в детский дом, даже не отказавшись от ребёнка официально;
3) при наличии установленных фактов, говорящих о том, что осуждённый ведёт антиобщественный образ жизни;
4) при наличии фактов, свидетельствующих о том, что осуждённый не занимается воспитанием ребёнка и уходом за ним;
5) при оставлении ребёнка у родственников или иных лиц;
6) когда осуждённый скрылся;