История международного сотрудничества в области обращения с осуждёнными охватывает довольно длительный период. Ещё в 18-м веке стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США.
В 19-м веке потребность в международном сотрудничестве пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определённые организационные формы.
Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран.
Под эгидой межправительственной комиссии (1872г. – комиссии представителей государств, международной пенитенциарной комиссии, затем международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена сессия из двенадцати тюремных конгрессов. Эти Конгрессы состоялись в Лондоне (1872г.), Стокгольме (1878г.), Риме (1885г.), Петербурге (1890г.), Париже (1895г.), Брюсселе (1900г.), Будапеште (1905г.), Вашингтона (1910г.), Лондоне (1925г.), Праге (1930г.), Берлине (1936г.), Гааге (1950г.)[280].
|
|
Проведённые на международном уровне научные форумы выработали и приняли ряд основополагающих актов по совершенствованию пенитенциарного дела, которые носили для подписавших стран рекомендательный характер.
В 1989г. нашей страной были пописаны Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью.
Российская Федерация является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений - международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. К числу таких документов следует отнести:
1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);
2) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.);
3) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме (1989г.);
4) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985г.)) и др.
В 1950 году Международная уголовная и пенитенциарная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Организация Объединенных Наций.
С этого момента проблематика применения уголовных наказаний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Такие Конгрессы проводятся раз в пять лет (Женева 1955г.), (Лондон 1960г.), (Стокгольм 1965г.), (Киото 1970г.), (Женева 1975г.), (Каракас 1980г.), (Милан 1985г.), (Гавана 1990г.), (Кипр 1995г.).
|
|
На первом конгрессе (1955г.) обсуждался текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, и статуса пенитенциарного персонала, организация труда заключенных.
На втором конгрессе (1960г.) освещались проблемы краткосрочного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им постпенитенциарной помощи.
На третьем конгрессе (1965г.) на обсуждение были вынесены вопросы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения рецидива.
На четвертом конгрессе (1970г.) обсуждались проблемы применения, и совершенствования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной практики.
В ходе проведения пятого международного конгресса (1975г.) были рассмотрены вопросы обращения с осужденными к наказаниям, не связанным с их изоляцией от общества.
На шестом конгрессе (1980г.) обсуждались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных с изоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишения свободы.
На седьмом конгрессе (1985г.) обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовного правосудия.
На девятом конгрессе (1990г.) рассматривались проблемы стандартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и другие вопросы пенитенциарной политики и практики.
На десятом конгрессе (1995г.) рассматривались вопросы практической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.
Выработанные на различных международных форумах рекомендации особое внимание уделяют вопросам расширения перечня и систем уголовных наказаний, несвязанных с изоляцией осуждённых от общества.
Выработанные и рекомендуемые Стандартные правила обращения с осуждёнными рекомендуют следующий перечень наказаний, не связанных с тюремным заключением:
1) устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
2) условное освобождение от ответственности;
3) поражение в гражданских правах;
4) экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые и поденные штрафы;
5) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
6) возвращение имущества жертве или компенсация;
7) условное наказание или наказание с отсрочкой;
8) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
9) постановление о выполнении общественно полезных работ;
10 направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
11) домашний арест;
12) другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры:
1) отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;
2) освобождение в связи с работой или учебой;
3) различные формы освобождения под честное слово;
4) сокращение срока;
5) помилование.
Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.
Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.
При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила, например, рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие осознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Международными стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.
|
|
Вместе с тем международное сообщество не может игнорировать ту совокупность факторов, которая предполагает необходимость и целесообразность выработки рекомендаций по организации процессов исполнения уголовных наказаний, связанных с обязательной изоляцией осуждённых от общества.
|
|
Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Основной перечень стандартных рекомендаций сосредоточен в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Основные положения рассматриваемых стандартов следует условно разделить на следующие группы:
1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;
2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;
3) организация режима в местах лишения свободы;
4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификация представляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание благоприятных условий для достижения целей уголовного наказания. Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем:
1) в качестве критериев классификации предлагается использовать:
а) пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно);
б) возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступников);
в) предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые);
г) юридические причины осуждения и предписанное обращение с заключенными (арестованный в порядке меры пресечения содержатся отдельно от осужденных и т.д.);
2) система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности поместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения;
3) цели классификации — отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
4) в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Анализ приведенных рекомендаций указывает на то, что с их помощью определяется скорее общий, чем детализированный подход к родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому государству на основе предложенной выше стратегии предстоит самостоятельно разрабатывать и усовершенствовать свой национальный вариант реализации стандартов.
Организация микросоциальных условий отбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могут выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для применения различных средств воздействия (режима, труда, воспитательной работы), либо, напротив, вести к деградации личности, вызывать озлобление, создавая почву для внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования к организации:
1) жилых помещений для осужденных;
2) личной гигиены;
3) одежды и спальных принадлежностей;
4) питания;
5) упражнений и спорта;
6) медицинского обслуживания.
Кроме того, рекомендации содержат в себе стандарты, относящиеся к жилым помещениям для осуждённых, стандарты одежды и спальных принадлежностей, стандарты питания, стандарты по организации медицинского обслуживания.
Важное значение для совершенствования национальных пенитенциарных систем имеют стандарты организации режима в местах лишения свободы. Их основное содержание состоит в том, что режим необходимо организовывать так, чтобы, по возможности, не разрушить социально полезные связи осужденных с внешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки времени и под должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями и т д.
Еще одна группа стандартов регламентирует организацию воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы. К основным рекомендациям этого свойства следует отнести:
1) каждое учреждение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
2) в учреждениях, где находится достаточное количество осужденных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
3) каждый осужденный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности;
4) для достижения целей лишения свободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и другие виды помощи, которыми оно располагает;
5) обращение с осужденными должно укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности;
6) после поступления осужденного в учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и склонности;
7) осужденным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, в том числе религиозного;
8) осужденным необходимо предоставлять возможности для отдыха и культурной деятельности.
Описанные группы стандартов создают в совокупности примерную модель организации исполнения наказания в виде лишения свободы, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать национальные пенитенциарные системы и регулирующие их функционирование нормативные правовые акты.
Контрольные вопросы
1)Назовите основные международные акты и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний.
2) Назовите основные отличительные особенности исполнения наказаний в Германии.
3) Исполнение уголовных наказаний во Франции.
4) Пенитенциарная система Великобритании.
5) Исполнение наказаний в Китае. В чём отличительные особенности пенитенциарной системы Китая?
6) Как соотносится уголовно-исполнительное законодательство России и международные договоры России с области исполнения уголовных наказаний?
Приложение 1.