Развод родителей – потенциальный фактор десоциализации детей, источник других проблем. Переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирование разногласия с их мнением.
Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько распад семьи, сколько конфликтные отношения между родителями. Особенно сложная жизнь в «распадающейся» семье, где обострена конфликтная ситуация.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу выделены:
– характер взаимодействия между родителями и детьми;
– эмоциональное состояние родителей;
– ранее существовавщие проблемы детей;
– недостаток внимания к ребенку;
– внезапность развода и др.
Ситуация развода обусловливает возникновение и обострение множества проблем:
а) психолого-педагогические (усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации, формирование дефектов характера и нравственного развития, детская безнадзорность);
|
|
б) материально-бытовых (низкое материальное обеспечение).
Технология работы социального педагога по реабилитации детей в ситуации развода родителей включает следующие направления:
1) социальная диагностика (определение проблемы ребенка и поиск средств её разрешения);
2) социальная профилактика (предупреждение развода, причины психологического напряжения и дискомфорта; предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем);
3) социальное посредничество:
а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных её членов;
б) посредничество в решении социально-правовых, жилищных, бытовых сложностей;
в) в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;
4) социальное консультирование – с целью повысить качество внутрисемейное взаимодействие; в ситуации развода проводятся следующие виды консультирования:
а) социально-психологическое – с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;
б) социально-правовое – позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права;
в) педагогическое консультирование – содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитании ребенка;
г) медико-социальное – повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, о методах его терапии;
5) социальная коррекция:
|
|
а) восстановление тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления проблемы;
б) стимулирование – активизация положительных качеств, формирование определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме;
в) исправление качеств – отрицательных на положительные.
6) социальная терапия – врачевание каких-либо социальных явлений, отношений.
Семейный Кодекс РФ: ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, на совместное проживание с родителями, на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка и др.
Сами дети могут по разному реагировать на ситуацию развода родителей:
1) шантаж (уйти из дома, не общаться с родителями и др.);
2) отклоняющееся поведение как способ объединить родителей;
3) демонстрация своих успехов, которыми родители будут гордиться и захотят жить вместе;
4) организация семейных праздников и досуга для родителей.
Можно выделить способы примирения родителей, используемых детьми.