Система конституционного права Республики Казахстан

Как и любая другая отрасль права, конституционное право имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Традиционно в системе конституционного права выделяют его принципы, нормы и институты. Некоторые авторы, например Г. Сапаргалиев, к системе конституционного права относит подотрасли[34]. Это такие подотрали, как: 1) президентское право; 2) парламентское право; 3) судебное право; 4) исполнительное право (включая муниципальное право); 5) избирательное право[35]. Как известно, подотрасль – более крупное структурное образование, чем институт права, который объединяет родственные институты одной и той же отрасли права. Нам представляется, что на сегодняшний день наряду с институтами конституционного права имеются все основания выделить подотрасли этой отрасли права, которые объединяют ряд тех или иных правовых институтов. Например, в президентском праве можно выделить такие институты, как институт инаугурации, институт права вето, институт контрассигнации (контрасигнатуры) и др. Следует заметить, что в каждом из названных институтов имеется значительное количество процедурно-процессуальных норм.

В то же время мы полагаем, что вышеприведенный перечень подотраслей конституционного права требует своей корректировки, т.к. ряд институтов, например, институт конституционного контроля, в силу особенностей конституционно-правового регулирования общественных отношений в Республике Казахстан не может «войти» ни в один из указанных выше подотраслей конституционного права. Конституционный Совет Республики Казахстан, осуществляющий функции конституционного контроля, является своего рода квазисудебным органом, который не «вмонтирован», не интегрирован ни в одну из ветвей государственной власти в классическом его понимании. Возможно выделение контрольно-надзорной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Разумеется, конституционный контроль в Республике Казахстан в той или иной степени, в той или иной форме кроме Конституционного Совета осуществляют Президент Республики, судебная власть, прокуратура. Однако именно в классическом варианте конституционный контроль в настоящее время в Республике Казахстан присущ деятельности Конституционного Совета. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих деятельность, связанную с конституционным контролем, является самостоятельным конституционно-правовым институтом и не может в полном объеме быть составной частью той или иной подотрасли конституционного права. Кроме того, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения республиканского референдума, не может быть полностью охвачен подотраслью избирательного права, т.к. республиканский референдум отличается от выборов по предмету, целям проведения, юридическим последствиям и т.п.

В свою очередь, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов, прочно утвердилась как категория «избирательное право». Разумеется, избирательное право не является самостоятельной отраслью права, хотя и объединяет значительный объем правовых норм. Данную категорию мы можем отнести к подотрасли конституционного права, т.к. избирательное право регулирует довольно широкий круг общественных отношений, которое имеет свой предмет, объект, метод регулирования, принципы регулирования и т.п., которые, тем не менее, не выходят за пределы конституционно-правового регулирования.

Поэтому границы между институтами и подотраслями конституционного права весьма подвижны и условны. Например, сферу гражданства регулирует значительный объем конституционно-правовых норм, но, тем не менее, категорию «гражданство» мы вряд ли можем отнести к подотрасли конституционного права. Поэтому наряду с институтами конституционного права есть основания для выделения в системе конституционного права такого элемента, как подотраль.

Институтом конституционного права является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый блок, вид общественных отношений в рамках данной отрасли. Например, выделяют институт гражданства, главы государства, местного самоуправления и т.п.

Следует отметить, что правовые институты не являются раз и навсегда застывшими структурными образованиями в системе права. Как правильно отмечается в литературе, изменения, происходящие в общественной жизни и находящие свое отражение в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов конституционного права[36]. Например, конституционный контроль как конституционно-правовой институт в конституционном праве Казахстана сложился относительно недавно, в период 90-х годов прошлого столетия. Институт уполномоченного по правам человека появился в 2002 году в связи с учреждением должности Уполномоченного по правам человека Указом Президента Республики Казахстан[37], несмотря на то, что институт уполномоченного по правам человека не закреплен ни в Конституции Республики, ни в конституционных и обычных законах.

В то же время и правовые институты, и подотрасли права как системные правовые образования, как и принципы[38] и правовые нормы, будут в полной мере характерны для конституционного права. Поэтому система конституционного права охватывает следующие элементы:

- принципы конституционного права;

- конституционно-правовые нормы;

- конституционно-правовые институты;

- подотрасли конституционного права.

Схемы

Источники конституционного права Республики Казахстан:
Конституция Республики Казахстан
Законы Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан
Конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона
Акты общего права СНГ, а также ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры, содержащие нормы конституционного права
Кодексы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, содержащие нормы конституционного права
Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат, содержащие нормы конституционного права
Нормативные указы Президента Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права
Регламенты Парламента Республики Казахстан и его Палат
Нормативные постановления Правительства Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права
Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права
Нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов, содержащие нормы конституционного права
Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан
Регламент Конституционного Совета Республики Казахстан
Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права
Декларация Казахской ССР «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики»
Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан»
Признаки конституционных законов Республики Казахстан
принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан
принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента
возражения Президента Республики на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат
по юридической силе выше кодексов, законов, указов Президента Республики, имеющих силу закона, но ниже Конституции и законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан
Система конституционного права Республики Казахстан – это его внутренняя структура, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов:
принципов конституционного права
конституционно-правовых норм
конституционно-правовых институтов
подотраслей конституционного права

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите источники конституционного права Республики Казахстан.

2. Что является основным источником конституционного права Республики Казахстан?

3. Проведите правовой анализ видов источников конституционного права Республики Казахстан.

4. Каково соотношение дефиниций «действующее право в Республике Казахстан» и «источники права в Республике Казахстан»?

5. Следует ли понимать под «действующим правом» то же самое, что и «источники права», если да, то почему?

6. Что означает категория «система конституционного права»?

7. Из каких элементов состоит система конституционного права?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: