Как и любая другая отрасль права, конституционное право имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Традиционно в системе конституционного права выделяют его принципы, нормы и институты. Некоторые авторы, например Г. Сапаргалиев, к системе конституционного права относит подотрасли[34]. Это такие подотрали, как: 1) президентское право; 2) парламентское право; 3) судебное право; 4) исполнительное право (включая муниципальное право); 5) избирательное право[35]. Как известно, подотрасль – более крупное структурное образование, чем институт права, который объединяет родственные институты одной и той же отрасли права. Нам представляется, что на сегодняшний день наряду с институтами конституционного права имеются все основания выделить подотрасли этой отрасли права, которые объединяют ряд тех или иных правовых институтов. Например, в президентском праве можно выделить такие институты, как институт инаугурации, институт права вето, институт контрассигнации (контрасигнатуры) и др. Следует заметить, что в каждом из названных институтов имеется значительное количество процедурно-процессуальных норм.
|
|
В то же время мы полагаем, что вышеприведенный перечень подотраслей конституционного права требует своей корректировки, т.к. ряд институтов, например, институт конституционного контроля, в силу особенностей конституционно-правового регулирования общественных отношений в Республике Казахстан не может «войти» ни в один из указанных выше подотраслей конституционного права. Конституционный Совет Республики Казахстан, осуществляющий функции конституционного контроля, является своего рода квазисудебным органом, который не «вмонтирован», не интегрирован ни в одну из ветвей государственной власти в классическом его понимании. Возможно выделение контрольно-надзорной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Разумеется, конституционный контроль в Республике Казахстан в той или иной степени, в той или иной форме кроме Конституционного Совета осуществляют Президент Республики, судебная власть, прокуратура. Однако именно в классическом варианте конституционный контроль в настоящее время в Республике Казахстан присущ деятельности Конституционного Совета. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих деятельность, связанную с конституционным контролем, является самостоятельным конституционно-правовым институтом и не может в полном объеме быть составной частью той или иной подотрасли конституционного права. Кроме того, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения республиканского референдума, не может быть полностью охвачен подотраслью избирательного права, т.к. республиканский референдум отличается от выборов по предмету, целям проведения, юридическим последствиям и т.п.
|
|
В свою очередь, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов, прочно утвердилась как категория «избирательное право». Разумеется, избирательное право не является самостоятельной отраслью права, хотя и объединяет значительный объем правовых норм. Данную категорию мы можем отнести к подотрасли конституционного права, т.к. избирательное право регулирует довольно широкий круг общественных отношений, которое имеет свой предмет, объект, метод регулирования, принципы регулирования и т.п., которые, тем не менее, не выходят за пределы конституционно-правового регулирования.
Поэтому границы между институтами и подотраслями конституционного права весьма подвижны и условны. Например, сферу гражданства регулирует значительный объем конституционно-правовых норм, но, тем не менее, категорию «гражданство» мы вряд ли можем отнести к подотрасли конституционного права. Поэтому наряду с институтами конституционного права есть основания для выделения в системе конституционного права такого элемента, как подотраль.
Институтом конституционного права является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый блок, вид общественных отношений в рамках данной отрасли. Например, выделяют институт гражданства, главы государства, местного самоуправления и т.п.
Следует отметить, что правовые институты не являются раз и навсегда застывшими структурными образованиями в системе права. Как правильно отмечается в литературе, изменения, происходящие в общественной жизни и находящие свое отражение в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов конституционного права[36]. Например, конституционный контроль как конституционно-правовой институт в конституционном праве Казахстана сложился относительно недавно, в период 90-х годов прошлого столетия. Институт уполномоченного по правам человека появился в 2002 году в связи с учреждением должности Уполномоченного по правам человека Указом Президента Республики Казахстан[37], несмотря на то, что институт уполномоченного по правам человека не закреплен ни в Конституции Республики, ни в конституционных и обычных законах.
В то же время и правовые институты, и подотрасли права как системные правовые образования, как и принципы[38] и правовые нормы, будут в полной мере характерны для конституционного права. Поэтому система конституционного права охватывает следующие элементы:
- принципы конституционного права;
- конституционно-правовые нормы;
- конституционно-правовые институты;
- подотрасли конституционного права.
Схемы
Источники конституционного права Республики Казахстан: |
Конституция Республики Казахстан |
Законы Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан |
Конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона |
Акты общего права СНГ, а также ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры, содержащие нормы конституционного права |
Кодексы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, содержащие нормы конституционного права |
Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат, содержащие нормы конституционного права |
Нормативные указы Президента Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права |
Регламенты Парламента Республики Казахстан и его Палат |
Нормативные постановления Правительства Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права |
Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права |
Нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов, содержащие нормы конституционного права |
Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан |
Регламент Конституционного Совета Республики Казахстан |
Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, содержащие нормы конституционного права |
Декларация Казахской ССР «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики» |
Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» |
Признаки конституционных законов Республики Казахстан |
принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан |
принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента |
возражения Президента Республики на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат |
по юридической силе выше кодексов, законов, указов Президента Республики, имеющих силу закона, но ниже Конституции и законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан |
Система конституционного права Республики Казахстан – это его внутренняя структура, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов: |
принципов конституционного права |
конституционно-правовых норм |
конституционно-правовых институтов |
подотраслей конституционного права |
Вопросы для самоконтроля:
|
|
1. Назовите источники конституционного права Республики Казахстан.
|
|
2. Что является основным источником конституционного права Республики Казахстан?
3. Проведите правовой анализ видов источников конституционного права Республики Казахстан.
4. Каково соотношение дефиниций «действующее право в Республике Казахстан» и «источники права в Республике Казахстан»?
5. Следует ли понимать под «действующим правом» то же самое, что и «источники права», если да, то почему?
6. Что означает категория «система конституционного права»?
7. Из каких элементов состоит система конституционного права?