В историографии существуют следующие точки зрения на характер языческих верований у славян:
· Афанасьев – верования олицетворяли силы природы.
· Ключевский – все божества делятся на две части: те, которые отражают природные силы, и которые олицетворяют предков.
· Знойко выдвинул космогонический подход – божества отражают представления древних славян и строении Вселенной (отождествление с небесными светилами).
· Рыбаков (80-е гг.) – очень сложная мировоззренческая система, которая развивалась и формировалась на протяжении веков; выделяет 4 этапа: 1) славяне клали требы упырям и берегиням (верхний палеолит); 2) затем начали трапезу ставить роду и рожаницам (начало земледелия, культ рода к божества природы и плодородия); 3) поклонение Перуну, как главному богу (дружинно-княжеский культ, время становления государства); 4) после крещения тайно продолжается поклонение Перуну и другим божествам. Таким образом, эволюция происходит не путем замены, а путем наслаивания на новые.
|
|
Выделяются следующие боги: аграрный культ Рода и Рожаниц (энеолит, начало производящего земледельческого хозяйства); обособляется божество огня, Сварог; Род постепенно заменяется другими богами (Трибог – небо, Даждьбог – солнце, Перелмут – подземное царство); культ Велеса.
Характер святилищ. В VIII-IX вв. появляются межобщинные племенные святилища – состояли из площадки для идола, были окружены земляным валом, на вершине находился алтарь, под насыпью находились остатки кострищ (ритуальный характер). Святилище времен реформы Владимира (980 г.) – центральное святилище, где изображен высокий идол Перуна и поменьше пять божеств (Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Макошь). Перун являлся богом князя и дружины, Хорс и Даждьбог олицетворяли солнце (1 – небесное святило, 2 – солнечное святило), Стрибог это небо и ветер, Семаргл это крылатая собака, охраняющая посевы, Макошь это божественное женское начало, богиня плодородия и судьбы.
Реформа Владимира 980 г. должна была сделать богов, почитаемых разными племенами, общими для всей Руси – привлечение симпатий местных племен.
Значение крещения.
Советская историография (Греков Б. Д.) объясняла причины крещения Руси в традиционном характере – утверждение феодальной формации (отношения в экономике и политике вело к возникновению государства, а идеологии не существовало) и, как следствие, увеличение регулирующей функции религии.
Фроянов – реформы были направлены на усиление власти киевского князя, на поддержку его господства над племенами. Т.о., принятие христианства не прогрессивное явление, оно вводилось для сохранения старых племенных порядков.