Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Главная задача экспериментальных работ этого вида:
- формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
- формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;
- формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;
- формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы
в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:
-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.;
-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);
-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.
Уже достаточно давно рекомендовано учащимся иметь домашнюю лабораторию. В нее включались в первую очередь линейки, мензурка, воронка, весы, разновесы, динамометр, трибо-метр, магнит, часы с секундной стрелкой, железные опилки, трубки, провода, батарейка, лампочка. Однако, несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не получило распространения.
Для организации домашней экспериментальной работы учащихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-методистом Е.С.Объедковым, в которую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.), что доступно практически каждому школьнику. Е.С.Объедков разработал весьма большое число интересных и полезных опытов с этим оборудованием.
Кроме того, промышленностью выпускаются различные конструкторы (по оптике, электричеству, электромагнетизму), которые могут быть использованы для домашнего эксперимента.
В последнее время появились фирмы, выпускающие школьное оборудование в виде как комплектов, так и отдельных приборов. Простейшие из этих приборов могут оказаться доступными для личного приобретения учащимися и войти в состав домашней лаборатории.
Появилась также возможность использовать ЭВМ для проведения в домашних условиях модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены тем учащимся, у которых дома есть компьютер и программно-педагогические средства.
Таким образом, в настоящее время имеются большие возможности для организации домашней экспериментальной работы учащихся. Наибольший интерес она вызывает у учащихся основной школы, которым могут быть предложены следующие, например, работы:
измерение скорости равномерного движения;
измерение вместимости сосуда;
измерение толщины листа бумаги;
измерение работы электрического тока;
выращивание кристаллов;
наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры;
наблюдение интерференции в тонких мыльных плёнках и т.п.
Учащимся старших классов целесообразно предлагать работы более высокого уровня: конструкторские, исследовательские.
Результаты выполненных работ должны быть соответствующим образом оформлены (так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Их следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке.
Словарь терминов:
Измерение –соотношение свойств объектов или явлений эталоном, с числами, осуществляемое по определённым правилам.
Библиография
1. Гурина, Р.В., Гончар Л..И. Применение пакета Ехсеl при оформлении лабораторных работ по физике // Преподавание физики в высшей школе. – 2006. – № 32. – М.: МПГУ Международная академия наук педагогического образования. – С. 72–75
2. Гурина, Р.В. Учебно-исследовательский эксперимент по физике с компьютерной обработкой результатов: лабораторный практикум. Методические рекомендации для учителей физики профильных физико-математических классов. – Ульяновск:: УлГУ, 2007. – 48 с.Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 368 с.
3. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы. Ч.1. / В.П. Орехов, А.А. Усова, И.К. Турышев и др.; под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
4. Объедков, Е.С. Ученический эксперимент на уроках физики.– М., 1996.
5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.
6. Практикум по физике в средней школе (пособие для учителей) / Под ред. А.А.Покровского. – М., 1973.
7. Семенюк,Е.А. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. Заочн. Научн. Конф. Челябинск, октябрь, 2011. Т.1. – Челябинск: Два кмсомольца, 2011. – С. 87-89
8. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. С.Е. Каменецкого. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 384 с.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
10. Формирование системного мышления в обучении / под ред.
З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
11. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство.–Спб.: «ИМАТОН», 2002. – 80 с.