Предисловие | ||
Глава 1. Задачи логики……………………………………………………… | ||
1. | Правильное рассуждение………………………………………………. | |
2. | Логическая форма………………………………………………………. | |
3. | Дедукция и индукция……………………………………………………. | |
4. | Интуитивная логика……………………………………………………… | |
5. | Некоторые схемы правильных рассуждений………………………….. | |
6. | Традиционная и современная логика…………………………………… | |
7. | Современная логика и другие науки…………………………………… | |
Глава 2. Слова и вещи………………………………………………………… | ||
1. | Язык как знаковая система……………………………………………… | |
2. | Основные функции языка……………………………………………….. | |
3. | Логическая грамматика…………………………………………………. | |
Глава 3. Имена…………………………………………………………………. | ||
1. | Виды имен ……………………………………………………………….. | |
2. | Отношение между именами…………………………………………… | |
3. | Определение……………………………………………………………… | |
4. | Деление……………………………………………………………………. | |
Глава 4. Высказывание……………………………………………………… | ||
1. | Простые и сложные высказывания. Отрицание, конъюнкция, дизъюнкция……………………………………………………………….. | |
2. | Условное высказывание, импликация, эквивалентность……………… | |
3. | Описательные и оценочные высказывания…………………………….. | |
4. | Модальные высказывания……………………………………………….. | |
Глава 5. Ловушки языка……………………………………………………… | ||
1. | Тайная мудрость языка | |
2. | Многозначность………………………………………………………….. | |
3. | Эгоцентрические слова…………………………………………………... | |
4. | Неточные и неясные имена……………………………………………… | |
5. | Гипостазирование………………………………………………………… | |
6. | Роли имен…………………………………………………………………. | |
Глава 6. О смысле бессмысленного…………………………………………. | ||
1. | Осмысленное и бессмысленное………………………………………… | |
2. | Абсурд…………………………………………………………………….. | |
3. | Синтаксические нарушения…………………………………………….. | |
4. | Семантические нарушения……………………………………………… | |
5. | Крайние случаи бессмысленного……………………………………… | |
6. | Туманное и темное……………………………………………………….. | |
Глава 7. Логика высказывания……………………………………………… | ||
1. | Логический закон………………………………………………………… | |
2. | Закон противоречия……………………………………………………… | |
3. | Закон исключенного третьего…………………………………………… | |
4. | Логические законы тождества,двойного отрицания,и другие………… | |
5. | Логическое следование………………………………………………….. | |
6. | Язык логики предикатов…………………………………………………. | |
Глава 8. Модальная логика…………………………………………………... | ||
1. | Логические модальности………………………………………………… | |
2. | Физические модальности………………………………………………... | |
3. | Логическое исследование ценностей…………………………………… | |
Глава 9.Логика категорических высказываний…………………………... | ||
1. | Категорические высказывания…………………………………………... | |
2. | Логический квадрат……………………………………………………… | |
3. | Категорический силлогизм……………………………………………… | |
Глава 10. Доказательство и опровержение | ||
1. | Понятие доказательства и его структура……………………………….. | |
2. | Прямое и косвенное доказательство……………………………………. | |
3. | Виды косвенных доказательств…………………………………………. | |
4. | Опровержение…………………………………………………………….. | |
5. | Ошибки в доказательстве………………………………………………... | |
6. | Софизмы…………………………………………………………………… | |
Глава 12. Проблема понимания …………………………………………….. | ||
1. | Структура понимания…………………………………………………….. | |
2. | Сильное понимание………………………………………………………. | |
3. | Понимание поведения……………………………………………………. | |
4. | Понимание природы……………………………………………………… | |
5. | Понимание языковых выражений……………………………………….. | |
6. | Объяснение………………………………………………………………… | |
Глава 13. Аргументация и логика…………………………………………… | ||
1. | Теория аргументации…………………………………………………….. | |
2. | Обоснование……………………………………………………………… | |
3. | Эмпирическая аргументация…………………………………………….. | |
4. | Факты как примеры и иллюстрации……………………………………... | |
5. | Теоретическая аргументация…………………………………………….. | |
6. | Контекстуальная аргументация………………………………………….. | |
7. | Обоснование и истина……………………………………………………. | |
8. | Аргументация в поддержку оценок……………………………………… | |
Глава 14. Спор и его виды……………………………………………………. | ||
1. | Корректные и некорректные споры……………………………………… | |
2. | Споры об истине и споры о ценностях…………………………………... | |
3. | Четыре разновидности споров…………………………………………… | |
4. | Общие требования к спору………………………………………………. | |
5. | Победа в споре……………………………………………………………. | |
Вместо заключения…………………………………………………………….. | ||
[1] См.: Anscomhe G.E.M. Intention. Oxford, 1957. Ch. 1.
|
|
|
|
[2] О том, насколько такие слова выпадают из нашего поля зрения, говорит шуточная загадка: «А и В сидели на трубе, А упало, В пропало, что осталось на трубе?» Ответ: «и».
[3] Моэм С. Луна и грош. М., 1983. С. 8-10.
[4] Данин Д. Человек вертикали (Повествование о Нильсе Боре)//Избранное. М., 1984. С. 107.
[5] О неразрывной связи понимания и ценностей говорил еще В.Дильтей (см.: Dilthey W. Gesammelte Schriften. - Leipzig, 1924. В. 5. S. 317). «Понимание и оценка. Безоценочное понимание невозможно, - писал М.М.Бахтин. - Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт. Понимающий подходит к произведению со своим уже сложившимся мировоззрением, со своей точки зрения, со своих позиций. Эти позиции в известной мере определяют его оценку, но сами они при этом не остаются неизменными: они подвергаются воздействию произведения, которое всегда вносит нечто новое. Только при догматической инертности позиции ничего нового в произведении не раскрывается (догматик останется при том, что у него уже было, он не может обогатиться). Понимающий не должен исключать возможности изменения или даже отказа от своих уже готовых точек зрения и позиций. В акте понимания происходит борьба, в результате которой происходит взаимное изменение и обогащение» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 327). «Точки зрения» и «позиции», упоминаемые здесь, - это общие оценки, используемые в процессе понимания произведения; сами эти оценки могут изменяться под воздействием произведения.
|
|
[6] Их когда-то упоминал В.Дильтей, относивший понимание только к ним (см.: DUthey W. Gesammelte Schnften. В. 5. S.317).
[7] См.: Аристотель. О движении животных. 701а 10-40; Никомахова этика. 1147а 25-31.
[8] Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 58.
[9] Dilthey W. Gesammelte Schnften. Leipzig, 1924. S.324.
[10] Гейзенберг В. Часть и целое//Проблема объекта в современной науке. М., 1980. С. 15.
[11] Там же.
[12] Там же. С. 50-51.
[13] Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.
С 501. 240
[14] Под термином «значение» здесь имеется в виду значение слова в системе языка, в его словаре, в то время как термин «представление» характеризует смысл слова в речи. В одном ряду с последним термином стоят такие, как «ситуационное значение», «контекстное значение», «субъективное значение», «индивидуальное значение».
[15] См.: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М., 1987. С. 32-33.
[16] Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983. С. 405.
[17] Тимирязев К.А. Жизнь растений. М., 1957. С. 9.
[18] Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 66.
[19] Аристотель. Риторика. Кн. 11, 20, 1394а.
[20] Там же. Кн. III, 9, 1409а
[21]. Эпиктет. Беседы. Кн. I, 24, 1.
[22] Паскаль Б. Мысли, 257.
[23] Рассел В. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 169.
[24] Котарбиньский Т. Избранные произведения. М., 1973. С. 482.
[25] Платон. Соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1973. С. 138.
[26] Там же.