Упражнения. 1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы

1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

1.3. И какой же русский не любит быстрой езды?

1.4. Вы перестали бить своего отца?

2. Приведите собственные примеры корректного и некорректного вопросов.

ТЕМА 14. Основные законы логики

План

1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

2. Законы логики и логическая культура мысли.

Упражнения

1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки:

1.1. Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют.

1.2. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!»

1.3. «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно».

1.4. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей».

2. Постройте таблицу истинности для выражения р®(рvùр) и укажите, формальной записью какого закона логики оно является.

ТЕМА 15. Умозаключение

План

1. Определение умозаключения и его структура.

2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода.

3. Содержательные и формальные причины ложных выводов.

Упражнения

1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

1.1. Если все калькуляторы – вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами.

1.2. Все государства имеют столицу. Литва – государство, поэтому она имеет свою столицу.

1.3. Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет.

2. Установите вид ошибки в следующем заключении:

Все зайцы едят капусту. Иванов ест капусту. Иванов – заяц.

ТЕМА 16. Непосредственные умозаключения

План

1. Понятие непосредственного вывода.

2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: