Виды чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации по масштабу бывают:

– локальные;

– муниципальные;

– межмуниципальные;

– региональные;

– межрегиональные,

– федеральные.

Чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, устойчивой производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась ЧС.

1.4. Основные задачи и структура РСЧС

На основании Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изначально было разработано и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113 утверждено Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым предписывалось:

– создать единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Возложить на Федеральные органы исполнительной власти и Федеральное управление специального строительства при правительстве РФ полномочия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– рекомендовать органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления создать при соответствующих органах власти, постоянно действующие органы управления (Министерство, комитеты и т.д.), специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС;

– разрешить Министерству РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ использовать государственные системы и сети связи;

– министерству транспорта и путей сообщения РФ по заявкам МЧС России обеспечивать в первоочередном порядке доставку в районы ЧС и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств, специальных грузов, необходимых для работы в ЧС, и населения (за счёт средств федерального бюджета);

– разрешить МЧС России в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других федеральных органов исполнительной власти.

В дальнейшем система претерпела ряд изменений и совершенствовалась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Новое Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определило порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой Единой системой.

Установлено, что Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Положение позволяет решать более сложные задачи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при активном участии всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Единая система, состоящая из территориальных и функциональных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы Единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень функциональных подсистем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, в приложении к новому Положению существенно расширен и четко «привязан» к соответствующим федеральным органам. Согласно Перечню под руководством 23 федеральных органов исполнительной власти должно функционировать 45 функциональных подсистем.

МЧС России создает и обеспечивает функционирование четырех подсистем:

- предупреждения и тушения пожаров;

- мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;

- предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

- организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.

Территориальные подсистемы Единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регламентировано, что на каждом уровне Единой системы создаются: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: