Организация как объект организационного поведения

Организация – это коллективный социальный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Как объект организационного поведения, организация имеет: цели; иерархическое строение; активность регламентируемого элемента (поведение персонала); способность людей, подлежащих организационному воздействию, оказывающих встречные воздействия в ответ на управленческие.

Сложность строения организации как социальной системы проявляется как в функциональном (плановики, кадровики, финансисты, производственники, юристы и т.д.) плане и координации деятельности по горизонтали, так и в иерархичности ее строения по вертикали (директор, начальник отдела, руководитель группы, начальник цеха, участка и т.д.). Признаками иерархического строения системы являются две вертикальные подсистемы: субъект и объект организационного воздействия. Организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с внешней средой.

Организации возникают для осуществления некой сложной целевой совместной деятельности. Функцию объединения людей выполняет менеджмент. Он же регламентирует поведение людей и координирует разнонаправленные их усилия.

С социологической точки зрения организации классифицируются:

а) по типу административной (формальной) структуры (линейная, функциональная, матричная и т.д.);

б) по средствам социальной регуляции (формальная регуляция: правила, стандарты, предписания, ориентированные на четкое разделение труда, специализацию, единоначалие; неформальная регуляция: межличностные отношения, участие в принятии решений, плоские структуры и идеология «команды», открытость в кадровой и карьерной политике и т.д.);

в) по отношениям власти (либо обусловлена местом в иерархии (должностью), либо харизмой (выдающимися чертами личности, ее умением принимать решения и побуждать других людей к действиям);

г) по стадиям развития организации (возникновения, становления (развития), эффективного функционирования (зрелости), спада);

д) типа организационной культуры («власти»; «роли» (бюрократическая); «задачи» (партиципативная); «личности»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: