Проще всего использовать количественные шкалы, которые должны отвечать следующим требованиям.
· Шкала должна иметь середину, что предопределяет при любом количестве позиций их нечетное число.
· Шкала не должна быть излишне «вытянутой», протяженной и включать слишком большое количество позиций, так как в этом случае полюса шкалы и следующие за ними позиции остаются вне поля внимания респондента.
· В содержании вопроса следует вербально обозначить смысл, который вкладывает социолог в полярные позиции шкалы
Пример
Как бы Вы оценили престижность Вашей специальности сегодня? (Оцените по 10-балльной шкале: 1 – совсем не престижная; 10 – максимально престижная).
1_____2_____3_____4_____5_____6_____7_____8_____9_____10
Могут использоваться также номинальные шкалы, где отдельные позиции обозначены не числами (баллами), а словами.
Пример
Обращаете ли Вы внимание на публикации гороскопов в печати?
1. Всегда.
2. Время от времени.
3. Никогда.
Ранжирование
Предусматривает упорядочивание респондентом определенного списка предложенных ему объектов – понятий или суждений.
Требования
– Список понятий или суждений для ранжирования не должен быть слишком длинным, так как его будет сложно охватить вниманием как целое и осмысленно расставить места по степени важности. Оптимально – не более 6-7.
– Если какая-то позиция предположительно может стать доминирующей для большинства респондентов и получить наибольшее число «первых мест», ее следует «спрятать» в списке.
Пример
Кем Вы чувствуете себя прежде всего? Проставьте места по степени важности, имея в виду, что 1 – в первую очередь, 2 – во вторую очередь и т. д.
Гражданином России, россиянином ________.
Жителем своего города (кировчанином) ________.
Русским или представителем другого народа ________.
Православным (мусульманином, иудеем или др.) ________.
Табличные вопросы
Могут включать как номинальные, так и количественные шкалы.
Пример
Как Вы чаще всего реагируете, если окружающие высказывают противоположную точку зрения? В каждом столбце дайте один ответ.
Варианты ответов | Начальник | Ребенок | Супруг | Родители | Друзья |
Стараюсь убедить в своей правоте | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Внутренне протестую, но уступаю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Соглашаясь на словах, делаю по-своему | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Меня легко уговорить | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Полузакрытые вопросы
Респондент выбирает ответ(ы) из предложенных вариантов или выражает собственное суждение на заданную в вопросе тему.
Пример
В каком состоянии находится Ваш город?
1. Быстро развивается.
2. Слабо развивается.
3. Не развивается.
4. Приходит в упадок.
5. Деградирует, умирает.
6. Другое (укажите, что именно)____________________________________________.
ТЕСТИРОВАНИЕ – эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от англ. test – задача, проба).
ТЕСТ – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.