2. Значение изучения темы: Острые кишечные инфекции относятся к массовым инфекционным заболеваниям и имеют серьезное социально-экономическое значение для всех стран мира. Актуальность ОКИ в ХХI не изменилась. Регистрируются вспышки в организованных коллективах, остается неблагополучной эпидемическая ситуация по холере. Кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре инфекционной заболеваемости и смертности детей раннего возраста.
Несмотря на значительные достижения в изучении клинических проявлений и патогенеза ОКИ, этиология 50-80% диарей остается нераспознанной, что обусловливает трудности дифференциальной диагностики и ошибки в лечении.
3. Цель занятия: научиться проводить дифференциальную диагностику кишечных инфекций.
4. Перечень обязательных знаний:
А Обучающийся должен знать что:
- острые кишечные инфекции – это группа полиэтиологичных болезней с различиями в эпидемиологии, но объединенных общей чертой – первичной локализацией возбудителя в ЖКТ;
|
|
- для ОКИ характерен единый механизм передачи возбудителя фекально-оральный;
- этиологическими агентами кишечных инфекций могут быть бактерии, вирусы, простейшие и гельминты;
- эпидемический процесс при пищевом пути распространения ОКИ может проявляться в виде спораидической заболеваемости и локальных вспышек;
- основным ведущим синдромом является диарея;
- по механизмы развития выделяют 3 вида диарей.
Б) Обучающийся должен уметь:
- правильно собрать анамнез, эпидемиологический анамнез, провести осмотр больного с кишечным синдромом;
- определить характер диареи;
- диагностировать инфекцию, протекающую с кишечным синдромом;
- провести дифференциальный диагноз пациента с кишечным синдромом;
- оценить характер стула у больного с икшечным синдромом;
- обосновать и сформулировать диагноз пациенту с кишечным синдромом;
- назначить обследование больному с кишечным синдромом, интерпретировать результаты исследования.
В) Обучающийся должен иметь представление о:
-. структуре заболеваний, протекающих с кишечным синдромом;
- уровнях заболеваемости кишечными инфекциями;
- региональных особенностях кишечных инфекций.
5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
– Микробиология - свойства возбудителей, методы лабораторной диагностики кишечных инфекций.
– Пропедевтика детских болезней - методика осмотра и оценка состояния органов желудочно-кишечного тракта.
– Патофизиология – патогенез основных синдромов и неотложных состояний, встречающихся при кишечных инфекциях.
– Фармакология - характеристика, механизм действия и дозы препаратов, используемых для лечения.
|
|
6. Структура содержания темы:
Острые кишечные инфекции – это разнородная по этиологии группа заболеваний, которые объединяет фекально-оральный механизм заражения, протекающие с признаками интоксикации и поражения желудочно-кишечного тракта с формированием признаков секреторной или инвазивной диареи.
Диагностика ОКИ проводится в два этапа. Первый этап позволяет предположить этиологию заболевания до получения результатов лабораторного обследования. Предварительный диагноз основывается на тщательном анализе клинико-эпидемиологических данных. Окончательный диагноз оформляется на основании клинико-лабораторных признаков. Дифференциальный диагноз на первом этапе включает:
1. выделение ведущего синдрома – это синдрома диареи;
2. определение характера диарейного синдрома – секреторная, инвазивная, осмотическая диареи;
3. определение перечня заболеваний, сопровождающихся синдромом диареи;
Диарея может быть обусловлена многими причинами: инфекционными, неинфекционными, хирургической патологией.