К способам рассматриваемого правового явления относят:
1. Грамматическое толкование правовых норм.
2. Логическое толкование правовых норм.
3. Систематический способ толкования правовых норм.
4. Исторический способ толкования правовых норм.
Грамматическое толкование или языковое – этот метод помогает установить содержание норм права, базирующегося на знаниях о языке, на котором они написаны и сформулированы. В буквальном смысле, данное толкование предполагает знание таких составляющих богатой русской речи, как:
· синтаксис;
· морфология;
· словоупотребления;
· способность аналитика различать синонимы и омонимы, паронимы.
Хорошее знание вышеназванных основ предполагает точное и грамотное толкование нормы права.
Толкование в логическом смысле – это анализ не выражений и слов, а отражающих их понятий. Посредством логических операций, включающих в себя анализ и синтез, происходит построение силлогизма. Что это за термин? Это логического рода умозаключение, которое содержит в себе основание и следующий из него вывод. Из предписаний нормативного характера, которые часто разбросаны по тексту юридического документа, специалисты собирают и формулируют норму права. Кроме того, при данном толковании юридических норм применяются следующие логические приемы:
|
|
· преобразование предложения с точки зрения формальной логики;
· развитие нормы в логической последовательности;
· вывод: по аналогии, либо от противного;
· умозаключение дедуктивного или индуктивного характера.
Систематическое толкование юридических норм предполагает понимание содержания юридической нормы на базе знаний о ее связях логического характера с другими нормами отраслевого права, существующими во всем законодательстве. Например, если конкурируют между собой два вида норм – общая и специальная, то приоритет отдается специальной. Почему так происходит? Дело в том, что в этом варианте вступает в силу следующее правило: «специальная норма может отменить действие общей в случаях, предусмотренных первой нормой».
Исторический способ толкования содержит в себе понимание содержания правовых норм на базе фактов, которые имеют непосредственное касательство к возникновению данного юридического положения. Источниками таких знаний могут выступать публикации различного толка, относящиеся к деятельности по созданию нормативного акта, закрепляющему норму права, которая подлежит толкованию. Очень часто при рассматриваемом способе толкования новая норма сравнивается с теми юридическими положениями, которые были закреплены, либо только подлежат фиксации в юридических документах. Такие нормы могут содержаться:
|
|
1. в старом законодательном акте (который изменен или отменен);
2. в проекте нормативно-правового акта нового содержания, который принят или издан.
Чем же так хорош этот подход? Дело в том, что он позволяет лучше уяснить цель новой правовой нормы и на этой базе выдвинуть аргументы, которые по смыслу опровергли или подтвердили бы тезисы данного юридического положения.
Некоторые правоведы выделяют специальное юридическое толкование. Норма права в этом толковании уясняется исходя их опыта, накопленного юридическими науками. Такой опыт может скрываться в судебной практике и в научных комментариях.
42.Виды толкования правовых норм.
В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.
Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:
§ на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
§ профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
§ доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.
Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.
Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.
Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.
По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.
Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.
Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.
По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.
|
|
Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.
По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.
Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
43. Акты применения права: понятия и виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов и актов толкования.
Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Характерные признаки правоприменительных актов:
1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
|
|
4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
· обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
· иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.