Конспектирование — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студента-филолога. Знакомство с лучшими работами выдающихся эстетиков и теоретиков литературы позволяет уяснить сложные проблемы литературоведения, прививает умение пользоваться языком филологических исследований, формирует дисциплину и логику научной мысли.
Конспект представляет собой сжатое изложение содержания изучаемой работы. Нужно четко представить цель обращения к работе и конкретный аспект рассмотрения (каждая научная работа рекомендована в связи с конкретной темой лекционного курса). Наиболее эффективен тезисно-цитатный конспект.
Последовательность работы: сначала прочитывается весь материал, при этом отмечается каждый законченный этап рассуждения исследователя. Затем составляется план (выделяется главная мысль в отмеченных частях). Сами мысли излагаются в виде тезисов (самостоятельно сформулированные читателем сжатые выводы о содержании каждой части). Тезисы обычно сопровождаются цитатами из текста изучаемой работы, которые следует закавычить (отделить от собственных тезисов) и указать страницу издания.
|
|
Полезно оставить широкие поля, на которых делаются заметки и примечания. На полях можно указывать те теоретические понятия в современном их понимании, к трактовке которых подводит выбранный фрагмент из конспектируемой статьи, а также самостоятельно подобранные примеры из художественных произведений, иллюстрирующие теоретическое положение. Конспект обязательно снабжается указанием выходных данных источника.
Примерное начало конспекта работы М. Бахтина к теме «Художественное пространство и время»:
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. С. 234-236, 391-408.
ПЛАН | ТЕЗИСЫ | ЦИТАТЫ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Определение понятия «Хронотоп» | Это формально-содержательная категория литературы, выражает неразрывность пространства и времени. | «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно осмысленных в литературе, мы будем называть хронотопом» (234). | Хронотоп — подсистема внутренней формы произведения (художественного мира). |
Механизм слияния времени с пространством | Время становится четвертым измерением пространства, т.е. воплощается в наглядных образах. Пространство же обретает текучесть времени: события развертываются в сюжет. | «Время <…> сгущается, уплотняется, становится художественно-зримыми; пространство же интенсифицируется… Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». | Пример: экспозиция в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»: монотонное, однообразное течение времени (безвременье) и замкнутое, темное, безысходное пространство парикмахерской. |
Хронотоп и жанр | Хронотоп — важнейший носитель жанра. Ведущее начало в хронотопе — время. | «Хронотоп в литературе имеет жанровое значение». Образ человека — «всегда существенно хронотопичен» (235). | Время — ведущее начало, так как литература — временный вид искусства; см. об этом Лессинг. Завязка в рассказе Андреева — в яркий миг прервавший безвременье; меняется и пространство — открытый, живой мир природы. |
|
|