Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения в рамках данной проблемы вопросов. На основе этого выявляется противоречие,устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.
Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальностинамеченного исследования.
К примеру, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В результате проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие: противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.
|
|
Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования: возможны ли единые критерии анализа сущности темперамента в современной психологической науке.
Актуальность и различные подходы к исследованию темперамента определяют выбор темы исследования: «Проблема темперамента в общей психологии».
2. Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения курсовой работы, например, анализ критериев исследования темперамента в различных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.
3. Объект исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы. Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что изучается?
4. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту не вызывала сомнения. Предмет определяет аспект изучения, дает представления о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте имеет научное объяснение.
Так, например, если объектом исследования является темперамент, как свойство личности, то предметом исследования могут стать подходы к пониманию сущности темперамента в отечественной и зарубежной психологии.
5. В соответствии с целью и предметом исследования определяются задачи исследования. Такими задачами, в рассматриваемом нами примере, могут быть:
|
|
1. Провести анализ критериев исследования темперамента в отечественных психологических школах.
2. Изучить особенности подходов зарубежных психологов и критерии исследования темперамента.
3. Обобщить критерии исследования темперамента различных психологических школ.
Задачи, выдвигаемые в теоретическом исследовании, могут быть решены с помощьюметода теоретического анализа литературы.