Юридическая природа и организационная структура ООН

ООН, базирующаяся на своём Уставе, не является каким-то «сверхгосударством». Это межгосударственная (межправительственная) международная организация, объединение равноправных суверенных государств.

Это - особый специфический субъект международного права, не обладающий суверенитетом, территориальным верховен­ством и другими признаками, присущими основным субъек­там международного права - государствам.

Правовой статус ООН хорошо выражен формулировкой ст. 104 Устава: «Организация Объединенных Наций пользу­ется на территории каждого из своих членов такой правоспо­собностью, которая может оказаться необходимой для выпол­нения ее функций и достижения ее целей».

В консультативном заключении от 11 апреля 1949, при­нятом в связи с убийством в Палестине посредника ООН Бернадота, Международный Суд ООН несколько расширил поня­тие правоспособности ООН, заявив, что она имеет право функциональной защиты (то есть аналогичной защите дипломатической) своих агентов (сотрудников), «наделил» Генерального секретаря ООН правом вести переговоры с правительствами государств-членов и в случае необходимости разрешать возникшие споры путем арбитража.

Согласно ст. 105 Устава ООН и ее должностные лица пользу­ются на территории каждого из своих членов такими привиле­гиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения целей Организации. В соответствии с этой статьей Устава в 1946 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммуните­тах ООН, участниками которой являются многие государства, включая Республику Беларусь.

Членство в ООН.

Принятие в члены ООН 1) открыто для всех миролюбивых государств, которые 2)согласны принять на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и «которые, по суждению Организации, 3)могут и желают эти обязательства выполнить» (ст. 4).

Таким образом, ООН задумывалась как универсальная, мировая, открытая организация, куда могут войти все миролюбивые государства, желающие и способные выполнить установленные обязательства.

Для приема в члены ООН необходимо 1)заявление об этом со стороны государства-кандидата и 2) принятие, сперва, соответствующей рекомендации СБ ООН, одобренной девятью его членами при отсутствии го­лосов «против», поданных постоянными членами, 3) а затем -постановления ГА ООН, получившего 2/3 голосов присутству­ющих и участвующих в голосовании членов ООН.

Член Организации, систематически нарушающий принци­пы Устава ООН, в соответствии со ст. 106 этого документа может быть исключен из Организации Генеральной Ассамбле­ей по рекомендации Совета Безопасности. Осуществление его прав и привилегий может быть приостановлено в том же по­рядке (их восстановление производится СБ ООН).

Такой пре­цедент был в истории ООН в 70—80-х гг. XX в. в отношении Южной Африки в связи с ее политикой апартеида, получив­шей в ООН всеобщее осуждение.

Член ООН как суверенное государство сохраняет за собой право выхода из Организации.

Органы ООН.

Для обеспечения достижения целей ООН со­зданы шесть ее главных органов (Генеральная Ассамблея, Со­вет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат), функции кото­рых определены в Уставе ООН, а также многочисленные вспо­могательные органы, учреждаемые главными органами.

Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) состоит из пред­ставителей всех государств ООН.

Она является общим собра­нием всех членов ООН, правомочным обсуждать любые вопро­сы, рассмотрение которых предусмотрено Уставом ООН, за ис­ключением вопросов, находящихся в соответствии со ст. 12 Устава на рассмотрении СБ ООН (вопросы, относящиеся к под­держанию международного мира и безопасности, конкретные споры и ситуации, связанные с этим). Любой вопрос, по кото­рому необходимо предпринять конкретное действие со стороны ООН и ее членов, в соответствии со ст. 11 (п. 2) передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности.

ГА ООН, в частности, уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, вопросы, относящи­еся к международному сотрудничеству в области политической, экономической, социальной, культурной, в сфере образования, содействия осуществлению прав человека и основных свобод, прогрессивного развития международного права и его кодификации. Она также уполномочена рассматривать доклады о дея­тельности Совета Безопасности и других органов ООН, а также доклады, представляемые в ООН другими международными орга­низациями и программами. ГА ООН рассматривает и утверж­дает бюджет Организации, шкалу взносов государств-членов, структуру и штатное расписание Секретариата ООН. Она проводит выборы членов Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Совета по Опеке, Международного Суда, ряда других органов ООН, назначает Генерального секретаря ООН.

По рассматриваемым вопросам ГА ООН может выносить рекомендации, адресованные государствам-членам или соответствующим органам и учреждениям ООН. Решения ГА ООН по важным вопросам (вопросы, относящиеся к поддержанию мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и ряда других органов, прием новых членов в ООН и их исключение из Организации, бюджетные вопросы и др.) принимаются ква­лифицированным большинством (две трети) голосов, а по остальным вопросам — простым большинством голосов. В последнее время по многим вопросам решения ГА ООН принимаются без голосования или консенсусом (регистрация отсутствия возражения против принятия предложения).

ГА ООН проводит свою работу сессионно, как правило, в Нью-Йорке. Ежегодно (обычно с сентября по декабрь) проходят очередные сессии, кроме того, могут также созываться специальные и чрезвычайные специальные сессии. Для каждой сессии Секретариатом ООН составляется предварительная повестка дня, в которую включаются вопросы, как уже ранее рассматривавшиеся, так и новые, впервые рассматриваемые. Каждый член ООН, а также Генеральный секретарь ООН имеют право предложить для рассмотрения новый пункт повестки дня, который должен получить широкую поддержку при утверждении повестки дня сессии. Повестка дня каждой очередной сессии ГА ООН в последнее время насчитывает обычно более 200 вопросов. Порядок работы сессий определяется Пра­вилами процедуры ГА ООН, где расписаны все детали. Для руководства работой ГА ООН ежегодно избираются ее Председатель и Генеральный комитет, состоящий из руководителей рабочих органов (комитетов) ГА ООН и ряда других должност­ных лиц. Они осуществляют общее организационное руковод­ство работой сессии.

Председатель ГА ООН избирается обычно из числа опытных министров иностранных дел при открытии очередной сессии и находится на этом посту до открытия следующей очередной сессии и выборов нового председателя. Как правило, он также председательствует на специальный и чрезвычайных сес­сиях в течение срока своего пребывания в должности. Он руко­водит работой Генерального комитета сессии и пленарными заседаниями, а также выполняет представительские функции от имени ООН. В своей работе он опирается на квалифициро­ванную помощь и советы Генерального секретаря ООН и его сотрудников, которые всегда находятся с ним рядом во время заседаний. По договоренности, достигнутой еще до открытия I сессии ГА ООН в 1946 г., представители постоянных членов СБ ООН не избираются председателями Ассамблеи, а только их заместителями, и входят в Генеральный комитет сессии.

Кроме Генерального комитета, на каждой очередной сес­сии ГА ООН избирается также Комитет по проверке полномо­чий делегаций, состоящий из девяти членов. Он с помощью Секретариата ООН проверяет представленные делегациями пол­номочия и готовит соответствующий доклад, который нередко вызывает бурные политические дискуссии по поводу непризна­ния отдельными делегациями правительств некоторых стран.

Работа очередных сессий Ассамблеи обычно начинается с общеполитической дискуссии, в ходе которой главы делега­ций излагают позиции своих правительств по важнейшим международным проблемам, а также объявляют о своих инициа­тивных предложениях для данной сессии.

Специальные сессии могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения Генеральным секре­тарем такого требования. Чрезвычайные специальные сессии собираются по вопросам, связанным с угрозой миру, наруше­ниями мира или актами агрессии, по требованию СБ ООН или большинства членов в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем такого требования.

Для обеспечения лучшей организации работы ГА ООН во время каждой очередной сессии в дополнение к ее пленарным заседаниям формируются главные комитеты, которые помо­гают пленуму в рассмотрении пунктов повестки дня сессий и в которых участвуют все делегации. К их числу относятся: 1-й комитет (вопросы разоружения и международной безопас­ности); 2-й комитет (экономические и финансовые вопросы); 3-й комитет (социальные и гуманитарные и вопросы культу­ры); 4-й комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации); 5-й комитет (административные и бюд­жетные вопросы); 6-й комитет (правовые вопросы). Каждый
комитет имеет своего председателя, трех вице-председателей и
докладчика, а также опытного секретаря из числа работников
Секретариата ООН.

Все пункты повестки дня сессии ГА ООН распределяются между пленумом и вышеуказанными комитетами сессии. По результатам рассмотрения каждого пункта повестки дня в ко­митетах принимаются доклады с кратким изложением дис­куссии и текстами принятых резолюций, которые направляют­ся на пленум для окончательного утверждения. Только после утверждения на пленуме эти решения становятся резолюция­ми ГА ООН и получают необходимый код, с помощью которого можно легко найти этот документ.

Относительно юридической силы резолюций ГА ООН следует сказать, что хотя они и имеют характер рекомендаций, тем не менее, обладают значительным морально-политичес­ким влиянием. Многие из них явились важным этапом на пути выработки конвенций и международных договоров, игра­ющих большую роль в современном международном праве. Некоторые резолюции ГА ООН, формирующие общие принци­пы международного права и принятые единогласно, могут при­обрести значение обязательных при условии их признания таковыми.

Государства - члены ООН представлены в Генеральной Ас­самблее своими делегациями. Делегация каждого государства располагает одним голосом и включает в свой состав не более пяти представителей и пяти их заместителей, а также необхо­димое число советников, экспертов и другого персонала. Рес­публика Беларусь (до 1992 г. - Белорусская ССР) активно участвует в работе ГА ООН с самого начала ее деятельности в 1946 г. Официальными языками ГА ООН являются русский, английский, арабский, испанский, китайский, французский.

Для осуществления своих функций ГА ООН создает вспо­могательные органы постоянного и временного характера. К ее постоянным вспомогательным органам относятся Кон­сультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам, Комиссия ООН по разоружению, Комиссия международного права, созданная в целях прогрес­сивного развития международного права и его кодификации. За годы деятельности ГА ООН было создано более 150 вспомо­гательных органов на временной основе, в том числе такие важные, как Специальный комитет по принципам междуна­родного права, касающимся дружественных отношений и со­трудничества государств в соответствии с Уставом ООН, Спе­циальный комитет по определению агрессии, Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации и др.

ГА ООН выполняет роль важнейшего широко представительного международного форума, где не только обсуждаются мировые проблемы и излагается позиция стран по ним, но и ведутся интенсивные переговоры и консультации по путям мирного урегулирования конфликтных и других сложных си­туаций. Это прекрасный канал для установления и поддержа­ния контактов даже для тех стран, которые не имеют диплома­тических отношений между собой. Генеральная Ассамблея в ряде случаев выполняет также функции дипломатической кон­ференции, когда в ходе своих сессий принимает или одобряет подготовленные другими органами ООН проекты международ­ных конвенций, которые затем открываются для подписания государствами (конвенции по правам человека, по вопросам разоружения, по мирному использованию космического простран­ства, по морскому праву и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: