ООН, базирующаяся на своём Уставе, не является каким-то «сверхгосударством». Это межгосударственная (межправительственная) международная организация, объединение равноправных суверенных государств.
Это - особый специфический субъект международного права, не обладающий суверенитетом, территориальным верховенством и другими признаками, присущими основным субъектам международного права - государствам.
Правовой статус ООН хорошо выражен формулировкой ст. 104 Устава: «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей».
В консультативном заключении от 11 апреля 1949, принятом в связи с убийством в Палестине посредника ООН Бернадота, Международный Суд ООН несколько расширил понятие правоспособности ООН, заявив, что она имеет право функциональной защиты (то есть аналогичной защите дипломатической) своих агентов (сотрудников), «наделил» Генерального секретаря ООН правом вести переговоры с правительствами государств-членов и в случае необходимости разрешать возникшие споры путем арбитража.
|
|
Согласно ст. 105 Устава ООН и ее должностные лица пользуются на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения целей Организации. В соответствии с этой статьей Устава в 1946 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, участниками которой являются многие государства, включая Республику Беларусь.
Членство в ООН.
Принятие в члены ООН 1) открыто для всех миролюбивых государств, которые 2)согласны принять на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и «которые, по суждению Организации, 3)могут и желают эти обязательства выполнить» (ст. 4).
Таким образом, ООН задумывалась как универсальная, мировая, открытая организация, куда могут войти все миролюбивые государства, желающие и способные выполнить установленные обязательства.
Для приема в члены ООН необходимо 1)заявление об этом со стороны государства-кандидата и 2) принятие, сперва, соответствующей рекомендации СБ ООН, одобренной девятью его членами при отсутствии голосов «против», поданных постоянными членами, 3) а затем -постановления ГА ООН, получившего 2/3 голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН.
Член Организации, систематически нарушающий принципы Устава ООН, в соответствии со ст. 106 этого документа может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Осуществление его прав и привилегий может быть приостановлено в том же порядке (их восстановление производится СБ ООН).
|
|
Такой прецедент был в истории ООН в 70—80-х гг. XX в. в отношении Южной Африки в связи с ее политикой апартеида, получившей в ООН всеобщее осуждение.
Член ООН как суверенное государство сохраняет за собой право выхода из Организации.
Органы ООН.
Для обеспечения достижения целей ООН созданы шесть ее главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат), функции которых определены в Уставе ООН, а также многочисленные вспомогательные органы, учреждаемые главными органами.
Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) состоит из представителей всех государств ООН.
Она является общим собранием всех членов ООН, правомочным обсуждать любые вопросы, рассмотрение которых предусмотрено Уставом ООН, за исключением вопросов, находящихся в соответствии со ст. 12 Устава на рассмотрении СБ ООН (вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, конкретные споры и ситуации, связанные с этим). Любой вопрос, по которому необходимо предпринять конкретное действие со стороны ООН и ее членов, в соответствии со ст. 11 (п. 2) передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности.
ГА ООН, в частности, уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, вопросы, относящиеся к международному сотрудничеству в области политической, экономической, социальной, культурной, в сфере образования, содействия осуществлению прав человека и основных свобод, прогрессивного развития международного права и его кодификации. Она также уполномочена рассматривать доклады о деятельности Совета Безопасности и других органов ООН, а также доклады, представляемые в ООН другими международными организациями и программами. ГА ООН рассматривает и утверждает бюджет Организации, шкалу взносов государств-членов, структуру и штатное расписание Секретариата ООН. Она проводит выборы членов Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Совета по Опеке, Международного Суда, ряда других органов ООН, назначает Генерального секретаря ООН.
По рассматриваемым вопросам ГА ООН может выносить рекомендации, адресованные государствам-членам или соответствующим органам и учреждениям ООН. Решения ГА ООН по важным вопросам (вопросы, относящиеся к поддержанию мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и ряда других органов, прием новых членов в ООН и их исключение из Организации, бюджетные вопросы и др.) принимаются квалифицированным большинством (две трети) голосов, а по остальным вопросам — простым большинством голосов. В последнее время по многим вопросам решения ГА ООН принимаются без голосования или консенсусом (регистрация отсутствия возражения против принятия предложения).
ГА ООН проводит свою работу сессионно, как правило, в Нью-Йорке. Ежегодно (обычно с сентября по декабрь) проходят очередные сессии, кроме того, могут также созываться специальные и чрезвычайные специальные сессии. Для каждой сессии Секретариатом ООН составляется предварительная повестка дня, в которую включаются вопросы, как уже ранее рассматривавшиеся, так и новые, впервые рассматриваемые. Каждый член ООН, а также Генеральный секретарь ООН имеют право предложить для рассмотрения новый пункт повестки дня, который должен получить широкую поддержку при утверждении повестки дня сессии. Повестка дня каждой очередной сессии ГА ООН в последнее время насчитывает обычно более 200 вопросов. Порядок работы сессий определяется Правилами процедуры ГА ООН, где расписаны все детали. Для руководства работой ГА ООН ежегодно избираются ее Председатель и Генеральный комитет, состоящий из руководителей рабочих органов (комитетов) ГА ООН и ряда других должностных лиц. Они осуществляют общее организационное руководство работой сессии.
|
|
Председатель ГА ООН избирается обычно из числа опытных министров иностранных дел при открытии очередной сессии и находится на этом посту до открытия следующей очередной сессии и выборов нового председателя. Как правило, он также председательствует на специальный и чрезвычайных сессиях в течение срока своего пребывания в должности. Он руководит работой Генерального комитета сессии и пленарными заседаниями, а также выполняет представительские функции от имени ООН. В своей работе он опирается на квалифицированную помощь и советы Генерального секретаря ООН и его сотрудников, которые всегда находятся с ним рядом во время заседаний. По договоренности, достигнутой еще до открытия I сессии ГА ООН в 1946 г., представители постоянных членов СБ ООН не избираются председателями Ассамблеи, а только их заместителями, и входят в Генеральный комитет сессии.
Кроме Генерального комитета, на каждой очередной сессии ГА ООН избирается также Комитет по проверке полномочий делегаций, состоящий из девяти членов. Он с помощью Секретариата ООН проверяет представленные делегациями полномочия и готовит соответствующий доклад, который нередко вызывает бурные политические дискуссии по поводу непризнания отдельными делегациями правительств некоторых стран.
Работа очередных сессий Ассамблеи обычно начинается с общеполитической дискуссии, в ходе которой главы делегаций излагают позиции своих правительств по важнейшим международным проблемам, а также объявляют о своих инициативных предложениях для данной сессии.
Специальные сессии могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем такого требования. Чрезвычайные специальные сессии собираются по вопросам, связанным с угрозой миру, нарушениями мира или актами агрессии, по требованию СБ ООН или большинства членов в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем такого требования.
|
|
Для обеспечения лучшей организации работы ГА ООН во время каждой очередной сессии в дополнение к ее пленарным заседаниям формируются главные комитеты, которые помогают пленуму в рассмотрении пунктов повестки дня сессий и в которых участвуют все делегации. К их числу относятся: 1-й комитет (вопросы разоружения и международной безопасности); 2-й комитет (экономические и финансовые вопросы); 3-й комитет (социальные и гуманитарные и вопросы культуры); 4-й комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации); 5-й комитет (административные и бюджетные вопросы); 6-й комитет (правовые вопросы). Каждый
комитет имеет своего председателя, трех вице-председателей и
докладчика, а также опытного секретаря из числа работников
Секретариата ООН.
Все пункты повестки дня сессии ГА ООН распределяются между пленумом и вышеуказанными комитетами сессии. По результатам рассмотрения каждого пункта повестки дня в комитетах принимаются доклады с кратким изложением дискуссии и текстами принятых резолюций, которые направляются на пленум для окончательного утверждения. Только после утверждения на пленуме эти решения становятся резолюциями ГА ООН и получают необходимый код, с помощью которого можно легко найти этот документ.
Относительно юридической силы резолюций ГА ООН следует сказать, что хотя они и имеют характер рекомендаций, тем не менее, обладают значительным морально-политическим влиянием. Многие из них явились важным этапом на пути выработки конвенций и международных договоров, играющих большую роль в современном международном праве. Некоторые резолюции ГА ООН, формирующие общие принципы международного права и принятые единогласно, могут приобрести значение обязательных при условии их признания таковыми.
Государства - члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее своими делегациями. Делегация каждого государства располагает одним голосом и включает в свой состав не более пяти представителей и пяти их заместителей, а также необходимое число советников, экспертов и другого персонала. Республика Беларусь (до 1992 г. - Белорусская ССР) активно участвует в работе ГА ООН с самого начала ее деятельности в 1946 г. Официальными языками ГА ООН являются русский, английский, арабский, испанский, китайский, французский.
Для осуществления своих функций ГА ООН создает вспомогательные органы постоянного и временного характера. К ее постоянным вспомогательным органам относятся Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам, Комиссия ООН по разоружению, Комиссия международного права, созданная в целях прогрессивного развития международного права и его кодификации. За годы деятельности ГА ООН было создано более 150 вспомогательных органов на временной основе, в том числе такие важные, как Специальный комитет по принципам международного права, касающимся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН, Специальный комитет по определению агрессии, Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации и др.
ГА ООН выполняет роль важнейшего широко представительного международного форума, где не только обсуждаются мировые проблемы и излагается позиция стран по ним, но и ведутся интенсивные переговоры и консультации по путям мирного урегулирования конфликтных и других сложных ситуаций. Это прекрасный канал для установления и поддержания контактов даже для тех стран, которые не имеют дипломатических отношений между собой. Генеральная Ассамблея в ряде случаев выполняет также функции дипломатической конференции, когда в ходе своих сессий принимает или одобряет подготовленные другими органами ООН проекты международных конвенций, которые затем открываются для подписания государствами (конвенции по правам человека, по вопросам разоружения, по мирному использованию космического пространства, по морскому праву и т.п.).