Введение. Первая мировая война, или как её называли современники, «Европейская война», продолжалась 1568 дней и велась на фронтах общей протяжённостью до 4 тыс

Первая мировая война, или как её называли современники, «Европейская война», продолжалась 1568 дней и велась на фронтах общей протяжённостью до 4 тыс. км. В эту войну было вовлечено 38 стран. Во время военных действий погибло около 10 млн. человек, скончалось от холода и болезней более 5 млн. гражданского населения. Из общего числа погибших - 5 млн. составляют русские солдаты и офицеры.

Одним из главных театров военных действий в годы Первой мировой войны являлась Беларусь. По её территории проходил фронт более 2,5 лет. Свыше 800 тыс. белорусов были мобилизованы в армию, и примерно каждый восьмой погиб на фронте. Значительное число предприятий было эвакуировано вглубь России, многие так и остались на её территории.

Первая мировая война оказалась «забытой войной», так как её окончание было связано с серьёзными политическими катаклизмами в России: государственным переворотом (именно так в статье В. Голованова, Министр юстиции Республики Беларусь: Международное гуманитарное право в годы первой мировой войны //»Юстиция Беларуси, №9, 2022г.), Гражданской войной.

Так, по официальной статистике, в Гражданской войне 1918-1920г.г. погибло 939 755 человек. Причём это потери только Красной Армии. Столько же, а то и больше, полегло в братоубийственной сече (т.е. даже не войне!) белогвардейцев.

Вторая мировая война (1939-1945г.г.) длилась 1418 дней. Жертвами войны стали более 27 млн. советских людей. Среди них по данным Генерального штаба ВС РФ, 8 868 419 военнослужащих //аргументы и факты, №18, 8 мая 2007г.). То есть 2/3 – это мирные жители! На территории Беларуси погибло 2 млн. мирных жителей; среди них 800 тыс. евреев (на 20.10.2012г.).

В мире же погибло до 70 млн. человек. Боевые действия проходили на территории 40 стран мира. Через систему концлагерей прошло 18 млн. человек. Каждый 5-й из них - ребёнок, 11 млн. уничтожено. За годы войны целенаправленно было убито 60% европейских евреев, 30% цыган, 10% поляков.

Вооружённые конфликты продолжаются по сей час; с 15.03.2011г. по 30.11.2012г. по данным ООН в Сирии убито 59 тысяч 648 человек. По каждому случаю известно имя жертвы и место гибели.

Поскольку противостояние продолжается, эта цифра жертв конфликта явно превысила 60 тысяч человек.

1. Понятие, функции, принципы, источники и сфера применения международного гуманитарного права

В современном мире не прекращаются локальные воору­женные конфликты.

Деятельность государств, в подобных эк­стремальных условиях, регулируется принципами и нормами международного права, применяемыми в период вооруженных конфликтов.

Данная отрасль современного международного права получила название «международное гуманитарное пра­во» и является одной из старейших и наиболее разработанных отраслей.

Встречаются и другие названия этой отрасли: «пра­во вооруженных конфликтов», «право войны», «законы и обы­чаи войны». Однако наибольшее распространение имеет тер­мин «международное гуманитарное право».

Формирование правил ведения вооруженной борьбы про­шло длительный период развития. Уже на ранних стадиях развития человеческого общества можно найти следы попыток смягчить последствия вооруженных столкновений.

В древних цивилизациях правила войны существовали в форме обычаев и иногда закреплялись во внутреннем праве. Например, в Законах Ману устанавливались строгие ограниче­ния на применение насилия, а в период боевых действий зап­рещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоруж­ных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отно­шениях между городами-государствами Древней Греции суще­ствовала обычная норма, согласно которой война не должна начинаться без ее объявления; смерть на поле боя давала пра­во на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывшихся в храмах; захваченные во время войны подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство; посланцы, жрецы и прорицатели даже во время во­енных действий пользовались неприкосновенностью.

Военные обычаи средневековья отличались особой жестокостью, пример которой - крестовые походы, стоившие жизни многим тысячам людей. Вместе с тем в этот период начали
складываться тенденции к ограничению военного насилия - в
соглашениях между воюющими стали появляться положения
о гуманном обращении с ранеными и больными, формировать­ся права нейтральных государств по отказу в помощи воюю­щим и т.п.

В XVI в. эти тенденции привели к возникновению системы «картелей и капитуляций» между командующими противоборствующих армий, в которых оговаривались условия обраще­ния с жертвами. Между 1581 и 1864 гг. было заключено не менее 290 таких соглашений. Первое из них было подписано даже раньше — в 1393 г. между кантонами в Швейцарии (Земпахское соглашение), в котором оговаривалось проявление ува­жения к женщинам и раненым, закреплялось неучастие жен­щин в войне, а также неприкосновенность раненых, уважение к их личности и имуществу. Однако такого рода соглашения были разовыми (ad hoc) и касались только определенного кон­фликта.

Несомненная заслуга в формирований не только права вои­ны, но и в целом науки международного права принадлежит выдающемуся голландскому юристу Гуго Гроцию. В своем зна­менитом труде «О праве войны и мира» (1625) он обобщил и систематизировал международно-правовую практику и взгля­ды известных юристов того периода, способствовал перенесе­нию философских дебатов о войне справедливой и несправед­ливой на уровень права, понимаемого как юридические нормы международных отношений в данной ситуации. Им были разработаны законы и обычаи войны, в том числе принцип неприкосновенности частной собственности во время войны, гуманитарные нормы в отношении военнопленных и раненых, наказа­ний за преступления на войне.

Г. Гроций первым сформулировал тезис о том, что справед­ливая причина или объяснение должны побуждать ту или иную
из воюющих сторон прибегать к оружию, однако это не должно
влиять на то, что воюющие стороны возлагается обязанность
соблюдать правила войны. Заслуга этого голландского ученого
состоит в том, что его взгляды стали основой, в значительной
степени предопределившей содержание обычаев войны в XV-
XVIII вв. Право вооруженных конфликтов в современном его пони­мании получило развитие в XIX в. с зарождением движения
Красного Креста и заключением многосторонних конвенций,
которые впервые в истории стали приобретать универсальный
характер. Во время австро-итало-французской войны (1859)
швейцарский предприниматель А. Дюнан после битвы под
Сольферино организовал оказание помощи раненым, независи­мо от того, какой стороне они принадлежали. В последующем
его наблюдения и идеи, изложенные в книге «Воспоминание о
битве при Сольферино» (1862) о создании добровольных об­ществ помощи раненым на войне, заключении международно­го соглашения о придании статуса нейтральности медицинско­му персоналу на полях сражений имели огромный обществен­ный и международный резонанс.

В 1863 г. был создан постоянный Международный коми­тет помощи раненым (ныне - Международный Комитет Крас­ного Креста), а 22 августа 1864 г. в Женеве на дипломатичес­кой конференции была принята Конвенция об улучшении уча­сти раненых и больных воинов во время сухопутной войны,
чем было положено начало развитию современного гуманитар­ного права. В декабре 1868 г. в Санкт-Петербурге полномочными представителями 17 государств была принята Декларация об отме­не употребления взрывчатых и зажигательных пуль, запрещав­шая применение разрывных снарядов массой менее 400 г.

Россия вообще довольно активно поддерживала идеи гуманизации военных действий. В 1874 г. она выступила с инициативой созвать специальную конференцию по разработке законов и обычаев войны, которая, однако, закончилась неуда­чей. Тем не менее, эти идеи были воплощены позднее, когда в ходе Первой Гаагской конференции мира 1899 г. были приняты конвенции, установившие определенные правила ведения войны. Эти положения нашли подтверждение и дальнейшее развитие на Второй Гаагской конференции мира 1907 г.

В период между двумя мировыми войнами были приняты Женевский протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны 1925 г., Женевская конвенция относительно обращения с военнопленными 1929 г., Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) 1935г., и другие. Вторая мировая война потрясла мир гигантскими потеря-
ми, прежде всего среди гражданского населения, бесчеловечным отношением к военнопленным, раненым и больным. Это
привело к принятию в 1949 г. четырех Женевских конвенций
о защите жертв войны, которые заменили две Женевские конвенции 1929 г

Изменения характера вооруженных конфликтов, которые происходили после Второй мировой войны, вызвали необходимость пересмотра Женевских конвенций 1949 г. для обеспечения защиты жертв войны в современных условиях. В феврале 1974 г. правительство Швейцарии как государства - депозитария Женевских конвенций 1949 г. созвало Дипломатическую конференцию с целью обсудить проекты двух Дополнительных протоколов, работа над которыми завершилась их торжественным принятием 8 июня 1977 г.

Таким образом, сегодня международное гуманитарное право можно рассматривать как поистине универсальную международную правовую систему, регламентирующую поведение воюющих в период вооруженного конфликта.

Под международным гуманитарным правом понимается цельная система юридических принципов и норм, применяемых как в международных, так и в немеждуна­родных вооруженных конфликтах, устанавливающих вза­имные права и обязанности субъектов международного пра ва по запрещению или ограничению применения определен­ных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечению защиты жертв конфликта в ходе этой борьбы и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Субъектами международного гуманитарного права явля­ются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость, народы и нации, некоторые международные межправительственные организации.

В системе реализации положений международного гумани­тарного права особое специфическое место занимает Междуна­родный Комитет Красного Креста (МККК). Особенностью МККК, отличающей его от всех других органов и институтов, участвующих в международных отношениях, является то, что данная организация была изначально создана гражданами Швей­царии, но впоследствии, по воле государств, подтвержденной Женевскими конвенциями, превратилась в институт, который обладает компетенцией, присущей международной межправительственной организации.

В отличие от других отраслей международного публичного права, основой которых является стремление разрешать потенциальные конфликты без применения силовых средств, международное гуманитарное право направлено на то, чтобы подчинить ситуацию существующего насилия силе определенных норм, согласованных государствами между собой. Международ­ное гуманитарное право базируется на интересах, которые го­сударства готовы согласовывать на международном уровне для усиления защиты от последствий войны, в условиях, когда внутренние правовые системы являются неэффективными в ре­шении этой задачи. В таких случаях эта отрасль выполняет организационную функцию, содействуя упорядочению отноше­ний между сторонами в вооруженном конфликте. Ограниче­ние суверенитета государств-участников в части применения определенных средств, способов и методов ведения войны составляет содержание превентивной функции международного гуманитарного права. И наконец, третья - защитная - функ­ция международного гуманитарного права, смысл которой со­стоит в предоставлении покровительства различным категориям людей.­

Международное гуманитарное право применяется в чрезвы­чайных условиях, когда, с одной стороны, государства и наро­ды борются за свое выживание, а, с другой стороны, не дей­ствует в полном объеме совокупность норм международного права, предназначенных для мирных отношений, и соблюдение основных гуманитарных стандартов сопряжено с большими трудностями. Международное гуманитарное право в этих слож­нейших условиях призвано обеспечить решение двух важней­ших задач:

-обеспечить защиту лиц, не принимающих непосредственно­го участия или прекративших принимать участие в военных действиях;

—установить ограничения в отношении некоторых средств и
методов ведения военных действий, применение которых влечёт тяжелейшие последствия для лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Эти два направления международного гуманитарного права, тесно связанные друг с другом, но относительно автономные в правовом и организационном отношении, получили название «Гаагское право» и «Женевское право». Сейчас в международ­ном публичном праве практически невозможно разграничить нормы, направленные на ограничение методов ведения войны, и нормы, обеспечивающие защиту жертв войны. Такое положе­ние сложилось после того, как из классической области приме­нения права войны исчезло jus ad bellum (право на объявление войны, а в более широком смысле — возможность прибегать к силе вообще), за исключением случаев признания войн право­мерными. Это две стороны одной медали, так как упомянутые и Гаагское право, и Женевское право преследуют одну и ту же цель. В настоящее время международное гуманитарное право можно также обозначить как jus in bello (право войны), т.е. как регламентирующее поведение воюющих сторон во время воору­женного конфликта, а в более широком смысле и включающее в себя права и обязанности нейтральных сторон.

В международном гуманитарном праве четко просматрива­ется соотношение принципов и норм. Принципы права воору­женных конфликтов являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. Если принципы рассчитаны на всю область вооруженной борьбы, то нормы регулируют конк­ретные сферы этой борьбы. В своей совокупности принципы создают определенное единство и системность норм междуна­родного гуманитарного права как специфической отрасли. Кон­кретную норму права войны, ее смысл и назначение можно уяснить лишь с учетом соответствующего принципа.

К числу отраслевых принципов международного гумани­тарного права относятся:

- принцип гуманности, запрещающий применение такого во­енного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Принцип гуманности - наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм. Все другие принципы как бы составляют его отдельные грани и являются его конкретизацией и продолжением;

- принцип недопустимости дискриминации, согласно кото­рому с индивидами, пользующимися покровительством гу­манитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооружённого конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются, сле­дует обращаться без всякой дискриминации по причинам, расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положе­ния;

- принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который вклю­чает в себя международно-правовую ответственность государств и ответственность физических лиц;

- принцип защиты жертв войны, означающий, что государ­ство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, находящихся под по­кровительством международного гуманитарного права и
оказавшихся в его власти;

- принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящих­ся в конфликте, выбирать методы или средства ведения вой­ны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола 1). Содержание указанного принципа раскрывается в общих и специальных нормах, запрещающих применять определенные виды оружия и методы ведения вооруженной борьбы;

принцип ограничения по объектам, в соответствии с которым нападения должны быть строго ограничены военными объектами, а также должна обеспечиваться защита гражданских объектов и культурных ценностей, находящихся под покровительством международного гуманитарного права;

- принцип защиты окружающей среды, который означает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба и др.

Отраслевые принципы международного гуманитарного права не закреплены в каком-то единственном или нескольких международно-правовых актах. Они вытекают из анализа всех -

договорных источников, применяемых в период вооруженных конфликтов.

Источники международного гуманитарного права не отличаются от источников международного публичного права. Договорные источники в зависимости от предмета регулирования можно разделить на следующие. Во-первых, закрепляющие правила ведения войны, права и обязанности воюющих и нейтральных государств:

- Конвенция о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г.;

- Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г.;

- И другие (читай на стр. 239).

Во-вторых, договоры, направленные на защиту жертв вооружённых конфликтов и культурных ценностей:

- (читай на стр. 239.).

В-третьих, договоры, регулирующие вопросы ограничения и запрещения применения отдельных видов оружия, к которым относятся: (читай на стр. 240).

В-четвёртых, договоры, целью которых являются обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права:

(читай на стр. 241).

Активный кодификационный процесс в области междуна­родного гуманитарного права, развивающийся на протяжении более чем ста лет, не умаляет значения международного обы­чая как источника международного гуманитарного права. Об­щечеловеческая направленность международного гуманитарно­го права обусловила закрепление в нем общих обычных норм, ориентированных на международное сообщество в целом. Уже в преамбулу первых конвенций (И Гаагская 1899 г. и IV Гааг­ская 1907 г.) была включена «оговорка Мартенса», воспроиз­веденная в дальнейшем в Дополнительном протоколе I 1977 г., которая гласила, что в случаях, не предусмотренных междуна­родными соглашениями, гражданские лица и комбатанты оста­нутся под защитой и действием общих принципов междуна­родного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного созна­ния (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I).

Поскольку предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженной борьбы, то нормы международного гуманитарного права могут применяться только в период вооруженного конфликта или регулировать некото­рые отношения, явившиеся его следствием. Международное гуманитарное право может применяться в различных ситуациях как международного вооруженного конфликта, так и воору­женного конфликта немеждународного характера.

В случае международного вооруженного конфликта приме­няются четыре Женевские конвенции и Дополнительный про­токол I. Эта сфера применения вытекает из положений ст. 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., где, в частно­сти, указано следующее:

«...настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного кон­фликта, возникающего между двумя или несколькими Вы­сокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояние войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: