Первая мировая война, или как её называли современники, «Европейская война», продолжалась 1568 дней и велась на фронтах общей протяжённостью до 4 тыс. км. В эту войну было вовлечено 38 стран. Во время военных действий погибло около 10 млн. человек, скончалось от холода и болезней более 5 млн. гражданского населения. Из общего числа погибших - 5 млн. составляют русские солдаты и офицеры.
Одним из главных театров военных действий в годы Первой мировой войны являлась Беларусь. По её территории проходил фронт более 2,5 лет. Свыше 800 тыс. белорусов были мобилизованы в армию, и примерно каждый восьмой погиб на фронте. Значительное число предприятий было эвакуировано вглубь России, многие так и остались на её территории.
Первая мировая война оказалась «забытой войной», так как её окончание было связано с серьёзными политическими катаклизмами в России: государственным переворотом (именно так в статье В. Голованова, Министр юстиции Республики Беларусь: Международное гуманитарное право в годы первой мировой войны //»Юстиция Беларуси, №9, 2022г.), Гражданской войной.
|
|
Так, по официальной статистике, в Гражданской войне 1918-1920г.г. погибло 939 755 человек. Причём это потери только Красной Армии. Столько же, а то и больше, полегло в братоубийственной сече (т.е. даже не войне!) белогвардейцев.
Вторая мировая война (1939-1945г.г.) длилась 1418 дней. Жертвами войны стали более 27 млн. советских людей. Среди них по данным Генерального штаба ВС РФ, 8 868 419 военнослужащих //аргументы и факты, №18, 8 мая 2007г.). То есть 2/3 – это мирные жители! На территории Беларуси погибло 2 млн. мирных жителей; среди них 800 тыс. евреев (на 20.10.2012г.).
В мире же погибло до 70 млн. человек. Боевые действия проходили на территории 40 стран мира. Через систему концлагерей прошло 18 млн. человек. Каждый 5-й из них - ребёнок, 11 млн. уничтожено. За годы войны целенаправленно было убито 60% европейских евреев, 30% цыган, 10% поляков.
Вооружённые конфликты продолжаются по сей час; с 15.03.2011г. по 30.11.2012г. по данным ООН в Сирии убито 59 тысяч 648 человек. По каждому случаю известно имя жертвы и место гибели.
Поскольку противостояние продолжается, эта цифра жертв конфликта явно превысила 60 тысяч человек.
1. Понятие, функции, принципы, источники и сфера применения международного гуманитарного права
В современном мире не прекращаются локальные вооруженные конфликты.
Деятельность государств, в подобных экстремальных условиях, регулируется принципами и нормами международного права, применяемыми в период вооруженных конфликтов.
Данная отрасль современного международного права получила название «международное гуманитарное право» и является одной из старейших и наиболее разработанных отраслей.
|
|
Встречаются и другие названия этой отрасли: «право вооруженных конфликтов», «право войны», «законы и обычаи войны». Однако наибольшее распространение имеет термин «международное гуманитарное право».
Формирование правил ведения вооруженной борьбы прошло длительный период развития. Уже на ранних стадиях развития человеческого общества можно найти следы попыток смягчить последствия вооруженных столкновений.
В древних цивилизациях правила войны существовали в форме обычаев и иногда закреплялись во внутреннем праве. Например, в Законах Ману устанавливались строгие ограничения на применение насилия, а в период боевых действий запрещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отношениях между городами-государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна начинаться без ее объявления; смерть на поле боя давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывшихся в храмах; захваченные во время войны подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство; посланцы, жрецы и прорицатели даже во время военных действий пользовались неприкосновенностью.
Военные обычаи средневековья отличались особой жестокостью, пример которой - крестовые походы, стоившие жизни многим тысячам людей. Вместе с тем в этот период начали
складываться тенденции к ограничению военного насилия - в
соглашениях между воюющими стали появляться положения
о гуманном обращении с ранеными и больными, формироваться права нейтральных государств по отказу в помощи воюющим и т.п.
В XVI в. эти тенденции привели к возникновению системы «картелей и капитуляций» между командующими противоборствующих армий, в которых оговаривались условия обращения с жертвами. Между 1581 и 1864 гг. было заключено не менее 290 таких соглашений. Первое из них было подписано даже раньше — в 1393 г. между кантонами в Швейцарии (Земпахское соглашение), в котором оговаривалось проявление уважения к женщинам и раненым, закреплялось неучастие женщин в войне, а также неприкосновенность раненых, уважение к их личности и имуществу. Однако такого рода соглашения были разовыми (ad hoc) и касались только определенного конфликта.
Несомненная заслуга в формирований не только права воины, но и в целом науки международного права принадлежит выдающемуся голландскому юристу Гуго Гроцию. В своем знаменитом труде «О праве войны и мира» (1625) он обобщил и систематизировал международно-правовую практику и взгляды известных юристов того периода, способствовал перенесению философских дебатов о войне справедливой и несправедливой на уровень права, понимаемого как юридические нормы международных отношений в данной ситуации. Им были разработаны законы и обычаи войны, в том числе принцип неприкосновенности частной собственности во время войны, гуманитарные нормы в отношении военнопленных и раненых, наказаний за преступления на войне.
Г. Гроций первым сформулировал тезис о том, что справедливая причина или объяснение должны побуждать ту или иную
из воюющих сторон прибегать к оружию, однако это не должно
влиять на то, что воюющие стороны возлагается обязанность
соблюдать правила войны. Заслуга этого голландского ученого
состоит в том, что его взгляды стали основой, в значительной
степени предопределившей содержание обычаев войны в XV-
XVIII вв. Право вооруженных конфликтов в современном его понимании получило развитие в XIX в. с зарождением движения
Красного Креста и заключением многосторонних конвенций,
которые впервые в истории стали приобретать универсальный
характер. Во время австро-итало-французской войны (1859)
швейцарский предприниматель А. Дюнан после битвы под
Сольферино организовал оказание помощи раненым, независимо от того, какой стороне они принадлежали. В последующем
его наблюдения и идеи, изложенные в книге «Воспоминание о
битве при Сольферино» (1862) о создании добровольных обществ помощи раненым на войне, заключении международного соглашения о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений имели огромный общественный и международный резонанс.
|
|
В 1863 г. был создан постоянный Международный комитет помощи раненым (ныне - Международный Комитет Красного Креста), а 22 августа 1864 г. в Женеве на дипломатической конференции была принята Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны,
чем было положено начало развитию современного гуманитарного права. В декабре 1868 г. в Санкт-Петербурге полномочными представителями 17 государств была принята Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, запрещавшая применение разрывных снарядов массой менее 400 г.
Россия вообще довольно активно поддерживала идеи гуманизации военных действий. В 1874 г. она выступила с инициативой созвать специальную конференцию по разработке законов и обычаев войны, которая, однако, закончилась неудачей. Тем не менее, эти идеи были воплощены позднее, когда в ходе Первой Гаагской конференции мира 1899 г. были приняты конвенции, установившие определенные правила ведения войны. Эти положения нашли подтверждение и дальнейшее развитие на Второй Гаагской конференции мира 1907 г.
В период между двумя мировыми войнами были приняты Женевский протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны 1925 г., Женевская конвенция относительно обращения с военнопленными 1929 г., Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) 1935г., и другие. Вторая мировая война потрясла мир гигантскими потеря-
ми, прежде всего среди гражданского населения, бесчеловечным отношением к военнопленным, раненым и больным. Это
привело к принятию в 1949 г. четырех Женевских конвенций
о защите жертв войны, которые заменили две Женевские конвенции 1929 г
|
|
Изменения характера вооруженных конфликтов, которые происходили после Второй мировой войны, вызвали необходимость пересмотра Женевских конвенций 1949 г. для обеспечения защиты жертв войны в современных условиях. В феврале 1974 г. правительство Швейцарии как государства - депозитария Женевских конвенций 1949 г. созвало Дипломатическую конференцию с целью обсудить проекты двух Дополнительных протоколов, работа над которыми завершилась их торжественным принятием 8 июня 1977 г.
Таким образом, сегодня международное гуманитарное право можно рассматривать как поистине универсальную международную правовую систему, регламентирующую поведение воюющих в период вооруженного конфликта.
Под международным гуманитарным правом понимается цельная система юридических принципов и норм, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного пра ва по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечению защиты жертв конфликта в ходе этой борьбы и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм.
Субъектами международного гуманитарного права являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость, народы и нации, некоторые международные межправительственные организации.
В системе реализации положений международного гуманитарного права особое специфическое место занимает Международный Комитет Красного Креста (МККК). Особенностью МККК, отличающей его от всех других органов и институтов, участвующих в международных отношениях, является то, что данная организация была изначально создана гражданами Швейцарии, но впоследствии, по воле государств, подтвержденной Женевскими конвенциями, превратилась в институт, который обладает компетенцией, присущей международной межправительственной организации.
В отличие от других отраслей международного публичного права, основой которых является стремление разрешать потенциальные конфликты без применения силовых средств, международное гуманитарное право направлено на то, чтобы подчинить ситуацию существующего насилия силе определенных норм, согласованных государствами между собой. Международное гуманитарное право базируется на интересах, которые государства готовы согласовывать на международном уровне для усиления защиты от последствий войны, в условиях, когда внутренние правовые системы являются неэффективными в решении этой задачи. В таких случаях эта отрасль выполняет организационную функцию, содействуя упорядочению отношений между сторонами в вооруженном конфликте. Ограничение суверенитета государств-участников в части применения определенных средств, способов и методов ведения войны составляет содержание превентивной функции международного гуманитарного права. И наконец, третья - защитная - функция международного гуманитарного права, смысл которой состоит в предоставлении покровительства различным категориям людей.
Международное гуманитарное право применяется в чрезвычайных условиях, когда, с одной стороны, государства и народы борются за свое выживание, а, с другой стороны, не действует в полном объеме совокупность норм международного права, предназначенных для мирных отношений, и соблюдение основных гуманитарных стандартов сопряжено с большими трудностями. Международное гуманитарное право в этих сложнейших условиях призвано обеспечить решение двух важнейших задач:
-обеспечить защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях;
—установить ограничения в отношении некоторых средств и
методов ведения военных действий, применение которых влечёт тяжелейшие последствия для лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.
Эти два направления международного гуманитарного права, тесно связанные друг с другом, но относительно автономные в правовом и организационном отношении, получили название «Гаагское право» и «Женевское право». Сейчас в международном публичном праве практически невозможно разграничить нормы, направленные на ограничение методов ведения войны, и нормы, обеспечивающие защиту жертв войны. Такое положение сложилось после того, как из классической области применения права войны исчезло jus ad bellum (право на объявление войны, а в более широком смысле — возможность прибегать к силе вообще), за исключением случаев признания войн правомерными. Это две стороны одной медали, так как упомянутые и Гаагское право, и Женевское право преследуют одну и ту же цель. В настоящее время международное гуманитарное право можно также обозначить как jus in bello (право войны), т.е. как регламентирующее поведение воюющих сторон во время вооруженного конфликта, а в более широком смысле и включающее в себя права и обязанности нейтральных сторон.
В международном гуманитарном праве четко просматривается соотношение принципов и норм. Принципы права вооруженных конфликтов являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. Если принципы рассчитаны на всю область вооруженной борьбы, то нормы регулируют конкретные сферы этой борьбы. В своей совокупности принципы создают определенное единство и системность норм международного гуманитарного права как специфической отрасли. Конкретную норму права войны, ее смысл и назначение можно уяснить лишь с учетом соответствующего принципа.
К числу отраслевых принципов международного гуманитарного права относятся:
- принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Принцип гуманности - наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм. Все другие принципы как бы составляют его отдельные грани и являются его конкретизацией и продолжением;
- принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооружённого конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам, расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;
- принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя международно-правовую ответственность государств и ответственность физических лиц;
- принцип защиты жертв войны, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права и
оказавшихся в его власти;
- принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола 1). Содержание указанного принципа раскрывается в общих и специальных нормах, запрещающих применять определенные виды оружия и методы ведения вооруженной борьбы;
принцип ограничения по объектам, в соответствии с которым нападения должны быть строго ограничены военными объектами, а также должна обеспечиваться защита гражданских объектов и культурных ценностей, находящихся под покровительством международного гуманитарного права;
- принцип защиты окружающей среды, который означает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба и др.
Отраслевые принципы международного гуманитарного права не закреплены в каком-то единственном или нескольких международно-правовых актах. Они вытекают из анализа всех -
договорных источников, применяемых в период вооруженных конфликтов.
Источники международного гуманитарного права не отличаются от источников международного публичного права. Договорные источники в зависимости от предмета регулирования можно разделить на следующие. Во-первых, закрепляющие правила ведения войны, права и обязанности воюющих и нейтральных государств:
- Конвенция о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г.;
- Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г.;
- И другие (читай на стр. 239).
Во-вторых, договоры, направленные на защиту жертв вооружённых конфликтов и культурных ценностей:
- (читай на стр. 239.).
В-третьих, договоры, регулирующие вопросы ограничения и запрещения применения отдельных видов оружия, к которым относятся: (читай на стр. 240).
В-четвёртых, договоры, целью которых являются обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права:
(читай на стр. 241).
Активный кодификационный процесс в области международного гуманитарного права, развивающийся на протяжении более чем ста лет, не умаляет значения международного обычая как источника международного гуманитарного права. Общечеловеческая направленность международного гуманитарного права обусловила закрепление в нем общих обычных норм, ориентированных на международное сообщество в целом. Уже в преамбулу первых конвенций (И Гаагская 1899 г. и IV Гаагская 1907 г.) была включена «оговорка Мартенса», воспроизведенная в дальнейшем в Дополнительном протоколе I 1977 г., которая гласила, что в случаях, не предусмотренных международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты останутся под защитой и действием общих принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I).
Поскольку предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженной борьбы, то нормы международного гуманитарного права могут применяться только в период вооруженного конфликта или регулировать некоторые отношения, явившиеся его следствием. Международное гуманитарное право может применяться в различных ситуациях как международного вооруженного конфликта, так и вооруженного конфликта немеждународного характера.
В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I. Эта сфера применения вытекает из положений ст. 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., где, в частности, указано следующее:
«...настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояние войны.