С интенсификацией воздушных сообщений свобода полетов подвергается все большим ограничениям и встает вопрос об управлении воздушным движением, как в национальном, так и в международном воздушном пространстве
Под организацией воздушного движения понимается
обеспечение возможности эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и/или
прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные
профили полета без снижения установленных уровней безопасности. Организация воздушного движения включает в себя организацию воздушного пространства, обслуживание воздушного движения, организацию потоков воздушного движения. Следует признать, что приоритеты правового регулирования деятельности гражданской авиации в суверенном и международном воздушном пространстве различны. Управление воздушным движением в воздушном пространстве над государственной территорией направлено на обеспечение разрешительного порядка его эксплуатации. В международном воздушном пространстве навигационный аспект выходит на первое место.
|
|
Управление воздушным движением в международном воздушном пространстве осуществляет Международная организация воздушного пространства на региональной основе. В структуру ИКАО входят 9 региональных бюро: Европейское, Азиатское, Карибское, Ближневосточное, Северо-Американское, по Африке и Индийскому океану, Северо-Атлантическое, Тихоокеанское, Южно-Американское. Региональное деление было вызвано общностью интересов государств региона и их схожестью в операционном и техническом плане. Региональные бюро выполняют аэронавигационные функции, способствуют осуществлению политики ИКАО в сфере воздушных перевозок, технического сотрудничества и проведения политики авиационной безопасности, обеспечивают сбор и обмен информацией относительно национального регулирования по вопросам, связанным
с деятельностью гражданской авиации, сотрудничают с региональными организациями и др.
Управление воздушным движением в рамках СИГ имеет свою специфику. После распада СССР встал вопрос о правовом регулировании управления воздушным движением в воздушном пространстве бывших союзных республик (определение правового порядка использования воздушного пространства, установление системы организации воздушного пространства, определение условий пересечения границ и правил выполнения полетов). До настоящего момента данный вопрос остается не до конца решенным.
В 1991 г. в Минске было подписано Соглашение о граж
данской авиации и использовании воздушного пространства.
15 мая 1992 г. оно было дополнено заключенным в Ташкенте
Соглашением об использовании воздушного пространства.
В соответствии с этими документами была введена концепция
единого воздушного пространства, основанная на принципе про
зрачности границ и сохранившая единую систему управления
воздушным движением.