Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник средневекового Крыма

Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе.

Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма. Древняя (восточная) часть храма сложена из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую бело-розовую кладку. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмическое.

Предполагают (т.к. до сих пор идут споры о точной дате), что храм был построен в VIII-IX веке. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века, которые использовали в качестве голосников.

О храме Иоанна Предтечи говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», хранящегося в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.

Иоанн Предтеча родился от благочестивых родителей священника Захария и Елизаветы. Его рождение было предсказано Архангелом Гавриилом. Вскоре после рождения Христа царь Ирод, боясь грядущего Мессии, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Чтобы спасти сына, святая Елизавета скрылась с ним в пустыне, а праведный Захария отказался открыть посланцам царя место их пребывания и был убит. Иоанн Предтеча в дикой пустыне готовил себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. Святому Иоанну был голос Божий, и он пришел к людям и начал проповедовать, подготавливая народ к принятию Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». На реке Иордан он крестил приходивших к нему крещением покаяния. За то, что от него принял крещение Иисус Христос, Иоанна стали называть Крестителем Господним. Во дворе древнего храма сохранилась каменная плита с углублением, напоминающим человеческий след. Предание утверждает, что это след самого Иоанна Предтечи.

Храм Иоанна Предтечи состоит из двух частей: древней церкви и пристройки, сделанной в XIX веке. В путеводителе Г. Москвича храм Иоанна Предтечи описан так: «Церковь ниже уровня земли и потому для входа в нее устроена лестница в восемь ступеней. Внутри древнего храма тяжелый свод поддерживается четырьмя темно-серыми колоннами с красивыми капителями коринфского стиля. Иконы Спасителя и Богоматери замечательны своей древностью и весьма старинной живописью, но наибольшей древностью отличается храмовая икона святого Иоанна Предтечи, поставленная в особом киоте у правой стороны солеи. Из древних предметов достойны внимания – деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши – одна XVI-XVII века, а другая – конца XVIII века». В церковной библиотеке хранились два манускрипта, написанные на греческом языке: Евангелие XI века и Апостол, его относили к XII-XIII веку.

Во время существования Крымского ханства XV-XVIII века многие христианские храмы были обращены в мечети. Сия участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, и церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется «греческой церковью» без посвящения святому. В начале XIX века появилось нынешнее название храма: «Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи».

Древний храм был небольшой, поэтому в 1834 году разобрали нартекс и западную стену и пристроили трехнефный притвор, сделанный в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах XIX века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. В начале 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли из-за отсутствия прихода. Вновь вспомнили о храме в 1957 году. Он привлек внимание исследователей как памятник византийской архитектуры. В 60-е годы вокруг храма возник рынок, на котором торговали рыбой. Запах свежей рыбы, крики продавцов, расхваливающих свой товар – черноморскую кильку, жирных бычков, нежную барабульку и осетров, и над всем этим – храм. С выбитыми окнами, с кустарником, выросшим на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище.

В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Наконец, в 70-х годах храм Иоанна Предтечи решили реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская. Восстановление древней церкви оказалось делом нелегким и долгим. Чтобы не рухнули остатки купола и барабан, сделали поддерживающий их металлический каркас. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни.

А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Не обошлось без трудностей – реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы (плоского и широкого кирпича) и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм Иоанна Предтечи. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма до первоначального уровня понизили поверхность земли. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После реставрации в храме Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея.

В июне 1990 году церковь Иоанна Предтечи передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время церковь действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.

40.Литература и поэзия в Крымском ханстве;

Словесное художественное творчество (называемое также фольклором) существует издревле. Оно вобрало в себя многовековой жизненный опыт народа.

Передающийся простым, всем понятным языком, фольклор представляет собой воплощение дум, взглядов, стремлений народных масс.

Отметим и то, что крымскотатарское словесное художественное творчество имеет много совпадений с фольклором других мусульманских народов Востока (арабоязычных, персоязычных, тюркоязычных) в силу общности культурных и религиозных ценностей.

Как известно, каждая деревня в Крыму (до последнего времени) имела свой говор, отсюда языковое многообразие, свойственное словесному художественному творчеству.

Коллективное творчество и объясняет анонимность данной традиции. Имена авторов тех или иных форм на протяжении времени стираются из народной памяти, произведения же сохраняются в различных интерпретациях.

Крымскотатарский фольклор характеризуется богатством жанров поэзии и прозы. “Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного народного творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения, сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями” [3, с.272].

Назовем широко используемые жанры крымскотатарского фольклора:

пословица (“аталарсези”) – ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа: “Боюнабакъма – къолунабакъ” (“Не смотри на рост – смотри на руки”).

Поговорка (“айтым”) – образное выражение, существующее для отображения эмоциональной оценки, а не целого суждения, как в пословице.

Загадка (“тапмаджа”) – сохранившийся с древних времен жанр фольклора; образное, иносказательное, поэтическое описание явлений или предметов.

Частушка (“чынъ”, другое название “мане”) – краткое по объему, но законченное семантически поэтическое произведение лирического, сатирического, дидактического содержания.

Первый термин распространен в степной (кипчакской) среде крымских татар, второй – в горной (огузской).

Ногайские бейты (“ногъайбейитлери”) – стихотворная форма, распространенная в степной части Крыма.

Бейт – двустишие, которым измеряются стихотворные произведения Средневековья. Ногайские бейты в основе своей посвящены лирической тематике, а также раскрытию проблем жизни и быта кочевого народа. В рамках данной формы не редок и сатирический взгляд.

Народная песня (“халкъйыры”) – существующий в народной среде издревле жанр устного творчества. “Крымскотатарские народные песни по содержанию, теме и идее, отраженным в них, распадаются на две группы:

I. Бытовые песни. В данный раздел входят лирические, трудовые, праздничные, свадебные, пастушечьи, шуточные песни.

II. Исторические песни. Кроме исторических к данной группе относятся и военные песни

Широк диапазон поэтических форм, рассчитанных на детскую аудиторию:

колыбельная песня (“бешик йыры”),

скороговорка (“тез айтув”),

детская песня (“бала йыры”).

Анекдот (“лятифе”) – шуточный небольшой рассказ с остроумным завершением. Как правило, повествование в крымскотатарских анекдотах связано с жизнью и деятельностью двух типических образов – Насретдина, имя которого живет в фольклоре многих народов Востока, и Ахмет ахая, известеного только в рамках крымскотатарского устного народного творчества.

Дастан (“дестан”) – эпический жанр. Стихотворное (иногда смешанное стихотворно-прозаическое) повествование героического склада (“Чорабатыр”, “Кероглу”). В дастане получила отражение также лирико-романтическая тематика (“Таир ве Зоре”).

Сказка (“масал”) – народное прозаическое художественное произведение. Существует несколько жанров крымскотатарской сказки: сказки о животных (“айванларакъкъындамасаллар”), волшебные сказки (“тылсымлымасаллар”), бытовые (новеллистические) сказки (“ичтимаий-турмушмасаллар”), кумулятивные сказки (“кумулятифмасаллар”).

С появлением письменности словесное творчество продолжило свое существование, однако появилась и литературная традиция, исторически основывающаяся на словесном творчестве и называющаяся письменной народной поэзией.

В Средние века в Причерноморско-тюркском культурном поле параллельно с дворцовой и религиозно-суфийской литературами.

Невосприятие в полной мере народными массами высокопарной, сложной в языковом плане литературы дивана восполняется близкой им по духу письменной народной поэзией.

Авторы данного направления известны читателю (в отличие от фольклора). Не исключается и то, что имена их на протяжении веков порой стираются в народной памяти, а их произведения плавно “перебираются” в рамки устного народного творчества.

Тематический спектр произведений народных поэтов довольно широк: лирико-романтические, повествующие о каких-либо исторических событиях, отражающие социальные и общественные явления и т. д.

Ашыки являются искренне верующими люди, в произведениях которых, в той или иной степени, нашло свое отражение и религиозное видение происходящего.

В XV–XVI вв. мастерство народных поэтов признается также правителями Османской империи и Крымского ханства.

“По данным летописей и источников, в XV веке народные поэты начинают занимать место в кругу Османского двора. Народные сказители в местах скопления людей исполняют нравственно-этические, героические произведения” [5, с.509].

К сожалению, до сегодняшнего дня сохранилось лишь небольшое количество сборников стихов народных поэтов. По этой причине известны лишь отдельные крымскотатарские народные поэты периода Средневековья.

Яркими представителями письменной народной поэзии XVI–XVII веков являются Ашык Умер (...–1707) [4, с.75] и Мустафа Джевхери (...–1720?) [4, с.91]. Будучи народными поэтами-исполнителями (ашыками), они творили в рамках как дворцовой, так и народной литературы.

Написанная народным (в основе своей силлабическим) слоговым размером эджа (или по-другому бармак), поэзия данного направления имеет следующие формы:

Кошма (“къошма”) – стихотворная форма лирического склада, состоящая, как правило, из пяти четверостиший. Схема рифмовки первого четверостишия АВСВ, АВАВ либо АААВ, последующих – АААВ.

Семаи (“семаи”) – лирическое стихотворение, классический вариант которого состоит из четырех-пяти четверостиший. Схема рифмовки первого четверостишия АВСВ, последующих – АААВ.

Дастан (“дестан”) – эпический жанр, “бытующий в двух видах: в устном народном творчестве (в жанре сказания), в котором преобладают героические темы в поэтической форме и литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий на романтические и героико-фантастические темы преимущественно в прозе. Однако прозаический текст часто перемежается со стихами – диалогами или монологами” [2, с.557]. Второй вид используется в письменной народной поэзии, преимущественно в творчестве ашыков.

Заплачка (“агъыт”) – стихотворное произведение, в основе которого обращение к “сильным мира сего” с просьбой о милосердии и призыв к изменению тяжелого социального положения.

Схема рифмовки сходная с формой поэзии cемаи.

Ташлама (“обращение, призыв”) – стихотворение-обращение, призыв к высокопоставленным вельможам, часто сатирическое. Схема рифмовки сходная с формой поэзии семаи.

Таким образом, термин народная литература вобрал в себя две традиции народного творчества: устную и письменную.

Имеющая свои отличительные от других течений крымскотатарской средневековой литературы черты (специфический язык, формы поэзии, стихотворный размер и т. д.), народная литература по праву считается классической, наряду с дворцовой и религиозно-суфийской литературами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: