Вопрос. Функциональная организация психики

Главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на ос­нове отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека. Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психи­ки человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а пред­меты внешнего мира. Эндопсихика — это часть психической реальности, отражаю­щая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы счи­таем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнали­зирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аф­фективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному орга­низму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических. Это интропсихические явления. К ним от­носятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психи­ческими процессами».

Наличие «душевной жизни» — внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюми­нутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целост­ного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. Я. А. Пономарев выде­ляет две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к существующей реальности). Анти­тезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф. Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.

Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение —основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком. Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов. С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система - объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.

В психологии концепция «психической функциональной системы деятельности» была разработана В. Д. Шадриковым. Психика представляет собой многоуровневневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева, но и многомерна, т. е. у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по разным основаниям. Любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и си­стемными свойствами. Психика как система также обладает определенной организа­цией. В ней выделяются психические процессы, психические состояния и психичес­кие свойства.

Вопрос 28 Психофизическая проблема

C философской точки зрения вопрос о характере связи между мозгом и психикой весьма далек от разрешения. Философы бьются над вопросом, который носит название психофизическая проблема, уже много веков, и нам вряд ли удастся разрешить его в нескольких параграфах.

Но это важный вопрос, и психологи должны иметь представление о его содержании.

Суть проблемы состоит в следующем: ни один человек не может быть уверен ни в чем, кроме того, что он существует. Предположим, я говорю вам, что я - сумасшедший ученый, а вы на самом деле вовсе не читаете эту книгу, как вам кажется: в действительности вы - это просто мозг с вживленными в него электродами, находящийся в моей лаборатории. Стимулируя ваш мозг, я создаю ваши иллюзорные мысли. Если я изменю тип стимуляции тканей вашего мозга, то я заставлю вас поверить, что вы, например, прогуливаетесь или катаетесь на велосипеде. Эти утверждения нельзя строго опровергнуть: описываемая ситуация чрезвычайно маловероятна, но не является невозможной. В конечном счете человек не может абсолютно точно знать, существует ли на самом деле окружающий его мир или он является иллюзией. Единственное, в чем человек может быть уверен - это в том, что он осознает собственное существование и собственные мысли (бодрствующий человек в буквальном смысле не может не осознавать своего "Я"). Таким образом, кем бы вы ни были - мозгом, покоящимся в чашке Петри, или человеком, у которого есть тело, - вы обязательно осознаете собственные мысли о самом себе, даже если все остальное иллюзорно. Следовательно, поскольку человек осознает собственную способность мыслить, он может быть уверен, что существует в какой-либо форме, даже если невозможно получить абсолютно достоверные сведения об истинной картине материального мира.

Все эти рассуждения производят именно такое впечатление, из-за которого многие не любят философию. Они напоминают хитроумную игру словами, поскольку совершенно ясно, что в повседневной жизни люди не тратят свое время на размышления о реальности существования материального мира. В повседневной жизни об этом не задумываются даже философы и психологи. Поскольку это скорее логический, чем прагматический вопрос, то было бы глупо в повседневной жизни руководствоваться какими-либо соображениями, кроме "здравого смысла". Однако суть проблемы не в этом. Из этих рассуждений следует, что если мы не можем быть уверены в том, что сознание человека - это то же самое, что его тело, то как мы можем быть уверены в существовании связи между сознанием и телом? Иначе говоря, откуда мы знаем, что мозг генерирует сознание? Или, другими словами, откуда мы знаем, что то, что мы считаем своим "умом", является результатом деятельности мозга? В этом состоит сущность психофизической проблемы, впервые исследованной Рене Декартом (1591-1650), которого некоторые считают самым выдающимся философом нового времени. Он кратко сформулировал свою точку зрения на эту проблему в знаменитой латинской фразе cogito ergo sum ("Я мыслю, следовательно, существую").

На первый взгляд решение проблемы кажется очень простым. Нам известно, что поражения мозга могут приводить к нарушениям психической деятельности, а при поражения специфических областей мозга происходят изменения, касающиеся определенных аспектов мышления и поведения. Можно ли считать эти данные строгим доказательством того, что психика является продуктом деятельности мозга? К сожалению, проблема так просто не решается. Хотя поражение мозга, несомненно, оказывает влияние на психику, можно утверждать, что дело "всего лишь" в том, что из-за повреждения мозга психика больше не может находить свое выражение через него. Примерно аналогичная ситуация возникает в том случае, когда из-за поломки телевизор не принимает передачи второго канала, однако все остальные каналы работают нормально; разве можно в этом случае утверждать, что второй канал прекратил свое существование? Тем не менее эти рассуждения не могут заходить слишком далеко, поскольку должна существовать хоть какая-то точка соприкосновения между бестелесным психическим миром и материальным миром мозга.иначе сознание вообще не могло бы работать. Декарт считал местом слияния этих миров шишковидную железу, хотя в дальнейшем исследователи легко опровергли его точку зрения (например, повреждение шишковидной железы не приводит к потере сознания). После Декарта многие (слишком многие) философы и психологи пытались решить эту проблему, но удовлетворительное объяснение так и не было найдено.

Поэтому некоторые ученые заключили, что всякая психологическая наука, основанная на гипотезе о существовании связи между психикой и мозгом, изначально "ошибочна". Однако они не правы. На самом деле показано, что невозможно логическое доказательство существования связи между психикой и мозгом, но также недоказуемо и ее отсутствие. Все вышесказанное свидетельствует о том, что данная проблема относится к числу неразрешимых философских головоломок. Тем не менее из накопленных эмпирических данных вытекает следующая вполне правдоподобная, хотя логически небезупречная рабочая гипотеза: психика и тело связаны между собой, поэтому имеет смысл проводить исследования, основанные на предположении о наличии сложной и многосторонней связи между процессами мышления и физиологическими процессами, протекающими в мозге.,...

Вопрос 29 Высшие психические функции
Высшие психические функции были выделены Л.С. Выготским при изучении проблем развития личности. Их формирование происходит в специфических условиях социализации, что позволяет им обладать особыми признаками и развиваться при социальном взаимодействии в процессе онтогенеза. В личностном развитии происходит ряд изменений. Возникающие новообразования могут кардинально изменить психологическое развитие личности.
Сущность и составляющие высших психических функций.

Развитие психики человека происходит за счет речи, памяти, мышления, внимания, исследования окружающего мира, совершенствования орудий труда и усложнения деятельности. Рассмотрим их более подробно:
Память – в коре нашего головного мозга остаются следы от восприятия чего-либо, которые помогают хранить ту или иную информацию в течении длительного времени. Память – это процесс запоминания и сохранения с целью дальнейшего воспроизведения или узнавания чего-либо из прошлого опыта. Процесс запоминания позволяет установить связь одного предмета с другими предметами, или одного явления с другими явлениями и событиями. Она позволяет осуществлять связь между прошлым, настоящим и будущем, а также сообщить устойчивость и связность человеческому жизненному опыту, в качестве предпосылок формирования личности и индивидуальности;
Речь – основной инструмент человеческого общения, позволяющий получать и передавать огромные объемы информации (имеющей смысловую нагрузку или фиксирующей то, что практически невозможно воспринимать органами чувств). Письменная речь позволяет нам сегодня узнавать то, что происходило несколько тысячелетий назад, как жили наши предки, что думали и делали. Речь (в качестве средства общения) помогает нам не ограничивать себя в личном опыте, делиться опытом других людей и народов других стран. Речь помогает нам обогащаться и развиваться на протяжении всей жизни, поскольку носит функциональный характер;
Мышление – это высший познавательный процесс, представляющий собой порождение новой действительности, новейших знаний и активную творческую форму отражения человеком. Оно способно выдать такой результат, который не существует в реальном времени ни у одного субъекта. От других психологических процессов мышление отличается наличием проблемной ситуации, которая решается путем активного изменения заданных условий. Мышление способно расширять границы познания, выходя за пределя чувственно данного. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. На практике данный психический процесс не применяется отдельно от остальных. Мышление позволяет нам раскрывать суть вещей за счет активного движения идей;
Внимание – данная составляющая является многофункциональной, поскольку выполняет множество различных функций: активизирует нужные физиологические и психологические процессы и тормозит ненужные в настоящий момент времени; осуществляет целенаправленный или организованный отбор поступающей информации в зависимости от актуальных потребностей в данный момент; обеспечивает длительную или избирательную сосредоточенность активности в зависимости от объекта или конкретного вида деятельности; позволяет определить точную детализацию восприятия, избирательность памяти и направленность мыслительной деятельности на продуктивность выполняемого действия. Развитие высших психических функций способствует наилучшему взаимопониманию и адаптации между людьми;
Восприятие – чувственное отображение явлений или предметов объективной действительности. Оно активно воздействует на все органы чувств человека.
Теория высших психических функций по Л.С. Выготскому.

Л.С. Выготский – один из величайших философов и психологов, разработавший теорию высших психических функций. Развитие высших психических функций Выготский считает правомерным процессом, зависящим от слова (которое воспринимается в качестве посредника между личностью и окружающим миром. По его мнению знаки языка способны изменить не только физический мир, но и сознание субъекта, оперирующего им. По специально разработанной структуре экспериментальной программы было выявлено, что развитие высших психических функций происходит в процессе развития сознания. Умственное развитие трактуется нераздельно с мотивационным (его еще называют аффективным).

Труды Выготского отличаются высочайшей методологической культурой, поскольку в них излагаются конкретные экспериментальные и теоретические проблемы, сопровождающиеся философской рефлексией. Наиболее яркими примерами могут стать работы о речи, мышлении, эмоциях, развитии психологии и многие другие. Опубликованная в 1982 году рукопись «Исторический смысл психологического кризиса» раскрывала смысл распада общей психологии на несколько отдельных направлений с различными пониманиями предмета, методов и закономерностей развития психологических процессов и явлений. Все вышеизложенное требует создания единой дисциплины, т.е. общей психологии, которая раскрывала бы учения об общих понятиях и принципах, позволяя сохранить единство данной науке. Главным методом учений должно быть понимание духовных ценностей, а не анализ личности и ее переживаний. Культурно-историческая теория развития психического состояния человека раскрывала понятие коллективной деятельности, а также происхождение индивидуальной деятельности из коллективной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: