Конституционные принципы правосудия

К принципам организации и деятельности судебной власти можно отнести:

— независимость судов при отправлении правосудия;

— несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно);

— правосудие может осуществляться только законно избранным (назначенным) судьей, недопустимо образование чрезвычайных судов;

— территориальность и специализация судов;

— участие в отправлении правосудия представителей народа (граждан), например в качестве народных заседателей;

— создание кассационных и надзорных инстанций, позволяющих снижать количество судебных ошибок;

— аполитичность, беспристрастность судей;

— гласность (открытость) разбирательства;

— сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах;

— состязательность и равенство сторон в процессе;

— государственное финансирование судов.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);

исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).

Правоохранительные органы — специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.

К числу отличительных признаков правоохранительных органов необходимо отнести следующие их характерные черты:

1. Правоохранительные органы являются специально уполномоченными государственными органами. Основная функция правоохранительных органов заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка.

2. Правоохранительные органы правомочны применять юридические меры воздействия, к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыскания и наказания[1].

3. Правоохранительные органы функционируют в рамках строго определенного правового поля: порядок их организации и деятельности четко регламентирован нормативно-правовыми актами, свои действия они осуществляют в строгом соответствии с предписаниями закона.

4. Правоохранительные органы соблюдают установленные законом процедуры, процессуальные правила при осуществлении своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: