Экзаменационный билет №3

1.Ощущение. Виды ощущений. Пороги чувствительности.

Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.

Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих, например, зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.

В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.

К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах и проприорецептивные ощущения от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда - к чувствованиям, отличая их от ощущений.

Виды ощущений

По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. По расположению рецепторов выделяют экстероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и интероцептивные (органические) ощущения. С точки зрения исторического генеза ощущений можно выделить два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Ощущения бывают контактные и дистантные, реальные и метафорические, настоящие и ощущения-фантомы. Обычно ощущения возникают непроизвольно, но при тренировке ситуация может измениться.

2.Игровые ситуации в диагностической деятельности психолога.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим снятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия основывается на том положении, что игра – это естественное средство самовыражения у детей. Эта возможность дается детям, чтобы они «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же как человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии взрослых. Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты игровой терапии. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.

3.Ведущие виды деятельности

Для каждого возрастного периода существуют определенные виды деятельности, имеющие наибольшее значение для психического развития. Их называют ведущими видами деятельности данного возрастного периода:

• в младенческом возрасте (на первом году жизни) это непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

• в раннем возрасте (от года до трех лет) - предметно-орудийная деятельность;

• в дошкольном - игра, рисование, конструирование;

• в младшем школьном - учебная деятельность;

• в подростковом - формирование взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом;

• в юношеском - профессиональное обучение или трудовая деятельность.

Каждому из этих видов деятельности соответствуют определенные формы общения:

• в младенческом возрасте - эмоциональное общение младенца со взрослым;

• в раннем возрасте - деловое общение ребенка со взрослым;

• в дошкольном - общение со взрослым на отвлеченные темы;

• в младшем школьном - учебное общение;

• в подростковом - личностное общение со сверстниками;

• в юношеском возрасте окончательно складываются все формы общения, свойственные «взрослой» жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: