РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
Преподаватель:
кандидат социологических наук доцент
Левицкая Ирина Владимировна
__________________________________________________
Ф.И.О. СТУДЕНТА
Минск 2014
Данный конспект лекций предназначен для студентов заочной формы обучения.
Правила работы с конспектом
В конспекте изложены лишь ключевые, основные моменты учебного материала. Наличие конспекта не освобождает от работы с литературой. Необходимо ознакомиться с содержанием конспекта и самостоятельно выполнить задания, которые даны по ходу или после каждой темы.
Выполняя задания, обязательно давайте ссылки на использованные литературные источники. Рекомендуемая литература:
· Социология: учеб.-метод.пособие / А.Н. Данилов [и др.]; под науч.ред. А.Н.Данилова. – Минск: БГУ, 2012. – 384 с.
· Журналы «Социология», «Социологические исследования», «Белорусский экономический журнал», «Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні», «Социологический журнал», «Социология: 4-М».
В конце конспекта приведен перечень вопросов для итогового контроля знаний.
|
|
Понятие знания. Типы знания. Специфика научного познания. Структура научного знания. Классификация методов научного познания
Человек, рождаясь, постигает мир, познает его. Познание предполагает получение знания.
Знание – это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Знание идеально, оно нуждается в объективации, которая осуществляется сначала в идеях и теориях посредством знаково-символических систем естественных и искусственных языков, а затем и в продуктах труда, технологиях, социальных институтах и т.д.
Знание необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды знания по-разному выполняют эту роль. По области функционирования выделяют: 1) обыденное знание повседневной жизни; 2) специализированное знание (научное, религиозное, художественное и др.). Различные виды знания не существуют отдельно, а взаимодействуют друг с другом (дополняя друг друга), имея при этом свои особенности, каждый дает лишь один из срезов многообразия мира.
Задание. Охарактеризуйте особенности обыденного, художественного и религиозного знания.
Характеристики обыденного знания:
1) субъектом знания являются широкие массы людей
2) объектом обыденного знания выступают явления жизненного опыта и трудовой деятельности;
3) в качестве методов выступает непосредственная жизненная практика;
4) содержание знания не проникает в сущность;
5) знание выражается естественным языком и описывает практические действия человека.
Характеристики художественного знания:
|
|
1) строится на образе, а не на понятии (чувственно-эмоциональное)
2) целостное отображение мира и человека в нем
Характеристики религиозного знания:
1) строится на основе создания образно-символической картины мира
2) выход за пределы повседневного существования и обычного опыта
3) придание особого, священного статуса определенным измерениям реальности
4) знание интуитивно-рациональное
5) языковые средства – символическо-алгоритмические
Характеристики научного знания:
Ø предметность и выход науки за рамки обыденного опыта;
Ø целенаправленность;
Ø систематичность и непрерывность;
Ø объективность;
Ø обоснованность и доказательность, аргументированность и наличие элементов контроля;
Ø системная организация;
Ø особые средства деятельности: специальный язык, терминология; особые приборные комплексы; специальные методы познания.
Методом называетсяспособ достижения цели, совокупность правил познавательной и практической деятельности.
Методы научного познания подразделяют по степени их общности на: всеобщие; общенаучные; частнонаучные.
Всеобщие методы – общефилософские методы познания, которые задают общую направленность познания, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных данных. К всеобщим методам познания можно отнести, например, диалектический метод.
Общенаучные методы познания имеют междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Гипотезы и теории формулируются в процессе теоретического осмысления научных фактов и данных, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь эмпирическое исследование всегда опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая и определяет направление этого исследования. Основные критерии, по которым эти уровни различают: характер предмета исследования и особенности применяемого метода исследования.
Характер предмета исследования. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне осуществляется изучение явлений и зависимостей между ними; происходит накопление информации об исследуемых объектах и явлениях, производится первичная систематизация получаемых фактических данных, а также формулирование некоторых эмпирических закономерностей (зависимостей). Познание на теоретическом уровне осуществляется опосредованно, с помощью рационально-логических приемов. На данном уровне происходит раскрытие существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам. Результаты теоретического познания – гипотезы, теории и законы.
Особенности метода. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне, другие – только на теоретическом, а третьи – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Общенаучные методы эмпирического познания. К общенаучным методам эмпирического познания относятся: измерение, наблюдение, эксперимент.
Общенаучные методы теоретического познания. К общенаучным методам теоретического познания относятся: абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция.
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях. К общенаучным методам, применяемым, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, относятся: анализ и синтез, аналогия и моделирование, классификация и типологизация.
Частнонаучные методы познания – группа методов, используемых только в рамках какой-то конкретной науки. Каждая наука имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы. Так, например, эмпирическими социологическими методами (или методами сбора информации) являются наблюдение, эксперимент, опрос и анализ документов. Частнонаучные методы включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.
|
|