Задание. Раскройте содержание понятий (дайте определение) «человек», «индивид» и «личность»

Человек – это целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических, социальных и духовных качеств.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода; это обобщенный образ конкретного человека.

Личность – это: 1) индивид, взятый в единстве его социальных связей (единство индивидуального и общественного); 2) субъект общественных отношений и сознательной деятельности; 3) единство интеллектуальных, морально-волевых качеств человека, его индивидуальных особенностей сознания и деятельности, отражающих его место в обществе.

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Социологический подход выделяет в личности социально типичное: с одной стороны – раскрывает механизмы формирования личности различными социальными структурами, а с другой – механизмы обратного воздействия личности на социальный мир. Т.о. личность в социологии выступает и как субъект, и как объект общественных отношений.

В социологии существует ряд различных теорий, признающих личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. К таким теориям можно отнести:

Ø Теория зеркального «Я». Чарльз Кули, Дж.Мид. Личность есть сумма психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Человек имеет столько «социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Основным признаком социального существа является способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я»;

Ø Статусно-ролевая теория. Дж.Мид, Р.Мертон, Т.Парсонс, Р.Дарендорф. Описывает поведение личности двумя основными понятиями – социальный статус и социальная роль.

Социальный статус – это:1) соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей; 2) положение, занимаемое личностью (группой) в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения.

Статус, определяющий место человека в обществе, называется интегральным. Различают статусы предписанные и приобретенные. Предписанный – значит полученный вне зависимости от усилий и заслуг личности (происхождение, место рождения, этничность, пол и пр.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самой личности. Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, определенный возраст и др.), профессионально-должностной статус фиксирует социальное, экономическое, производственное положение.

Социальная роль – это совокупность требований, писаных и неписаных правил, предъявляемых обществом к лицам, занимающим ту или иную социальную ячейку.


Каждый статус обычно предполагает выполнение ряда ролей – ролевой набор. Выделяют роли институциализированные (вытекающие из социальной структуры общества) и конвенциальные, т.е. по соглашению (возникают произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску).

В нормативной структуре социальной роли выделяют 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция – социальное последствие действия в рамках требований системы. Социальную роль можно рассматривать с т.з. ролевого ожидания и ролевого исполнения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашими ожиданиями (ассоциирующимися с определенным статусом), то он вступает в определенный конфликт с обществом. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.

Ø Необихевиоризм. Джордж Хоманс (теория социального обмена). Личность есть простая совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулом;

Ø Теории референтных групп. Г.Хаймен, Г.Келли, Р.Мертон, А.Росси. Теории описывают те социальные, социально-психологические группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение;

Ø Диспозиционная концепция. У.Томас, Ф.Знанецкий, В.Ядов. Диспозиция личности означает предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях; система диспозиции личности организована иерархически, она – продукт предшествующего опыта, в котором фиксируются привычные способы удовлетворения различных потребностей личности в привычных социальных условиях.

Среди проблем социологии личности можно выделить проблему формирования личности и проблему регуляции поведения личности. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Формирование личности зависит не только от статуса и роли личности в обществе, но и от индивидуального отношения к своему положению. Основные пути формирования личности – социализация и индивидуализация.

Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучение, воспитание, т.е. все, с помощью чего человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни (т.е. становится личностью). В процессе социализации принимает участие все окружение индивида – агенты социализации. Различают социализацию первичную и вторичную. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан тесными личными отношениями (непосредственное окружение, например, родственники, друзья), а вторичную – те, кто связан формально – деловыми отношениями (опосредованное окружение, например, администрация школы, университета, предприятия, армия, полиция, церквовь, СМИ). Соответственно различают агентов первичной и вторичной социализации.

В.А.Ядов выделяет 4 этапа социализиции: 1) освоение предметной деятельности в семье, 2) освоение общения в различных малых группах, 3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах, 4) освоение идеологических и культурных ценностей общества, посредством включения в систему общественных отношений.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. Социализация взрослых при этом отличается от социализации детей. Например, социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение (как нужно что-то делать), а социализация детей формирует ценностные ориентации (зачем что-то нужно делать вообще).

Условно можно выделить 3 уровня (контура) регуляции поведения личности: 1) внутренний определяет структуру потребностей и ценностных ориентаций личности; 2) внешний реализуется на уровне малой группы, посредством ролей и статусов личности; 3) социальный осуществляется обществом с помощью законов, норм, ценностей, обычаев, традиций и т.д.

Один из важнейших регуляторов поведения личности – ее ценностные ориентации (ЦО). Ориентация субъекта деятельности на ситуации разделяется на 2 вида: мотивационная и ценностная ориентация. По определению В.Ядова, система ЦО – это целенаправленное отношение к социальной действительности. Основная функция ЦО состоит в регулировании поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях.

Следующим источником регуляции поведения личности выступает социальная группа. Именно в отношении с другими людьми человек приобретает статус и выполняет определенные роли.

Социальная регуляция личности осуществляется также с помощью законов, обычаев и традиций, социальных ценностей и норм общества.

Задание. Взяв за основу какой-либо сущностный признак, предложите одну из возможных типологий личности и раскройте содержание выделенных типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: