Политическая пропаганда представляет собой основную форму односторонней и монологической организации информационных потоков в сфере власти, формирующуюся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов.
Рационально оценивая различные политической пропаганды теоретические подходы, следует, прежде всего, высветить три основные черты пропагандистского типа коммуникации: целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и неприятие позиций оппонентов.
Причем первые два параметра не могут иметь только позитивной или негативной оценки. Так, придание информационному потоку целевой формы организации отражает характер самой политической деятельности актора. В этом смысле пропаганда является способом информационного обеспечения целей актора, тем механизмом и инструментом, который способен концентрировать и оформлять его политические усилия.
Все сказанное не отрицает того, что самым глубоким источником пропаганды является необходимость непрерывного распространения ценностей и целей, обеспечивающих позиционирование политического актора в пространстве власти. Точнее, необходимость непрерывного распространения информации о собственных целях, интересах и вообще о своем присутствии в политическом пространстве позволяет разнообразным акторам обособиться от иных контрагентов и занять в сфере борьбы за власть собственную нишу или же по крайней мере претендовать на нее (поскольку в политике ничего не дается без борьбы).
Пропаганда прежде всего призвана позиционировать положение того или иного актора, легитимизировать его политический статус, а также способствовать укреплению его властных позиций. Интенсивность же использования пропагандистских методов зависит от того, насколько критично положение актора и на какие властные ресурсы он претендует. Так что если перед ним стоит задача обеспечить свое политическое выживание или завладеть существенными общественными ресурсами, пропаганда становится если не единственной, то основной формой информационного обеспечения его усилий.
Это наглядно проявляется в электоральных процессах. Так, в преддверии выборов, особенно когда происходит системная «раскрутка» политических фигур общенационального масштаба, более трети избирателей являются объектом постоянного пропагандистского воздействия6.
Функции пропаганды
Учитывая опыт применения в политической истории пропагандистских методик и технологий, можно выделить ряд основополагающих функций пропаганды, которые не зависят от характера режима власти и содержательных особенностей этого способа организации дискурса. К таким функциям можно отнести:
· управление интерпретациями событий на основе убеждения реципиента в правомерности взглядов и позиций коммуникатора. Пропаганда не столько информирует реципиента, сколько стремится перестроить его восприятие таким образом, чтобы создать преимущество исходным оценкам и суждениям коммуникатора. В публичной политике она пытается задавать массовой аудитории совершенно определенные образцы мышления, оценивания или диагностики событий с целью обеспечить идеологический контроль и унификацию политического мышления граждан. Пропаганда нередко становится орудием политических акторов, стремящихся к монополии на информацию об их интересах и целях; контроль за сознанием, превращающий пропаганду в определенный инструмент более общего, политического контроля, который используется для привлечения сторонников тех или иных идей и целей и поддержания их подчиненного положения;
· практическая активизация сознания, перевод знаний и представлений политического актора в сферу поведенческой мотивации;
· борьба с идейными противниками, нейтрализация враждебных действий, когда структура и содержание пропагандистского воздействия сознательно выстраиваются таким образом, чтобы подавить политические позиции оппонентов, снизить мобилизующее воздействие их программ, целей, ценностей. В крайних случаях пропагандистское оформление идеологической борьбы приводит не только к поляризации политического дискурса в обществе, но и к переносу этой атмосферы напряженности из политической сферы на другие виды общественных отношений, в том числе и на частную жизнь человека. Наличие данной функции характеризует пропаганду как дихотомическую модель коммуникации; обязательный ответ на выпады политического противника, нейтрализация его усилий, что закрепляет в структуре пропагандистского действия технологии и процедуры контрпропаганды.