Тема III. Научный стиль

Работу студентов над курсовыми и дипломными сочинениями затрудняет неумение строить текст и выражать свои мысли в научном стиле, незнание особенностей научной речи. Эти затруднения усугубляются отсутствием опыта написания каких-либо книжных текстов, что приводит к интуитивному стремлению построить научную работу (если студент вообще осведомлен, что от него требуется именно научная работа) по образцу школьного сочинения. В школьном сочинении, как известно, стилистическими ошибками могут быть признаны не только черты разговорного стиля, но и черты книжности, поэтому стиль этого жанра не может служить образцом для курсовой работы.

Знаний о научном стиле, полученных в школе, в абсолютном большинстве случаев не хватает для создания работы лексически, морфологически и синтаксически отвечающей научному стилю. Введение в студенческой работе, написанной под влиянием жанра школьного сочинения, как правило, носит публицистический характер, связано с общественной проблематикой. Например, работы по культуре речи нередко начинаются с общих рассуждений о необходимости языка в жизни человека и общества. Во всем тексте много эмоциональных, экспрессивных компонентов, изложение не объективно, а часто носит повествовательный, беллетризованный характер. Нередки обороты, вовлекающие автора в ход изложения: «по нашему мнению», «надо полагать», «будем надеяться» и т.п. Что же касается научных сведений, то они излагаются без указания источника: «существует мнение», «как принято считать» и т.п.

Перечисленные недостатки являются следствием незнания научного стиля и отсутствием умения с ним работать. Навык может быть выработан только при непосредственном участии научного руководителя в результате многократной правки работы. Необходимые знания можно приобрести на занятиях по русскому языку. Целью настоящей главы является изложение сведений о научном стиле, которые могут быть использованы на занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: