Пояснительная записка

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

Минск

«БИП-С Плюс»


УДК 339.543:34

ББК 65.428

Ч44

Рекомендовано к изданию

в качестве учебно-методического комплекса

кафедрой философии и политологии (протокол № 6 от 26.01.2011 г.)

Автор

доцент кафедры философии и политологии А. В. Шмыга

Рецензенты:

доцент кафедры философии ГУО «Институт подготовки научных кадров» НАН Республики Беларусь кандидат философских наук, доцент Е. А. Алексеева

заведующий кафедрой гражданского права и процесса «БИП – Институт правоведения» кандидат юридических наук, профессор БИП В.Н. Паращенко

Шмыга, А. В.

Ч44 Риторика: учеб.-метод. комплекс / А. В. Шмыга. – Минск: БИП-С Плюс, 2011. -- с.

ISBN 978-985-6836-51-3

В соответствии с программой учебного курса предлагаются для изучения основные вопросы риторики, разъясняются наиболее значимые и вызывающие сложность в изучении положения. Основной акцент при разъяснении уделен практическим вопросам, знание которых позволит ориентироваться и достигать желаемого эффекта, как при вербальном, так и невербальном воздействии на других людей, группы людей в реальной жизни.

Предназначено для студентов гуманитарных вузов высших учебных заведений.

УДК 339.543:34

ББК 65.428

ISBN 978-985-6836-51-3

© Шмыга А. В., 2011

© Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка  
2. Примерный тематический план  
3. Содержание учебной дисциплины  
  Тема 1. Риторика как наука.  
  Тема 2. Роды и жанры красноречия. Монологические и диалогические речи.  
  Тема 3. Теория риторики. Правило, задача и состав инвенции.  
  Тема 4. Теория риторики. Структура, основные приемы и требования, предъявляемые к диспозиции.  
  Тема 5. Теория риторики. Элокуция и ее состав.  
  Тема 6. Риторика и коммуникация.  
  Тема 7. Невербальная коммуникация.  
  Тема 8. Вербальная коммуникация.  
  Тема 9. Составление и анализ монологических речей.  
  Тема 10. Характеристика и анализ судебных и политических речей.  
  Тема 11. История риторики.  
4. Литература  
5. Контрольные вопросы по курсу «Риторика»  
6. Вопросы тестов по курсу «Риторика»  
7. Темы рефератов для контролируемой самостоятельной работы  
8. Тест Е.Н. Скаженика «Что говорят вам мимика и жесты»?  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Риторика» для студентов гуманитариев, обучающихся по специализации «Правоведение» и «Международное право», является необходимым для изучения, как в теоретическом, так и практическом плане.

Обладания теоретическими знаниями, дает возможность ознакомиться студентам с правилами, которые позволят самостоятельно составлять любые виды речей, выступления, учитывая не только план построения речи, но и всевозможные языковые украшения, скрытые и явные способы воздействия на аудиторию. Теоретическая база даст возможность ознакомиться, проанализировать и закрепить будущим юристам способы воздействия на аудиторию (как вербальные, так и невербальные), при этом определив какие из них будут являться наиболее подходящими для каждого конкретного случая, а так же являются необходимыми в использовании, учитывая не только индивидуальные возможности выступающего, но и психологических особенностей.

Практический блок необходим для того, чтобы студенты развив в себе чувство уверенности, избавились от ощущения «боязни» аудитории, прочувствовали и испытали на аудитории различные способы воздействия на нее, самостоятельно подготовили какой-либо вид выступления, и продемонстрировали умение удерживать внимание публики.

Курс «Риторика» включая проблемы теории и практики публичных способов убеждения аудитории, предусматривает освоение способов построения аргументированных рассуждений и создания выступлений различных жанров в соответствии с условиями и обстоятельствами коммуникации, формирование умения убеждать (логически и психологически), рационально организовывать собственное публичное поведение и понимать поведение других людей, акцентируя внимание на невербальных способах воздействия на слушателей. Теоретические и практические аспекты данного курса составляют необходимую ресурсную базу для организации информационного влияния и управления различными социальными группами.

Стоит, однако, помнить слова Аристотеля о том, что риторику использует каждый человек, желая убедить другого в чем-либо. Это лишь подтверждает необходимость изучения риторики, т.к. ее знание позволит человеку наряду с профессиональными знаниями и качествами сделать продвигаться по карьерной лестнице и будет значима в обыденной жизни.

Цель курса заключается в освоении и применении научного аппарата теоретической и практической риторики.

Задачикурса:

1. Сформировать и закрепить практические навыки для осмысления и оценки любого текста, умение осуществить его комплексный анализ.

2. Способствовать развитию умений по самостоятельной и творческой подготовки выступления и достижению коммуникативного контакта со слушателем при его произнесении.

3. Сформировать навыки и выработать умение выбора эффективных приемов для организации речевого поведения в зависимости от поставленных задач, в соответствии с определенными условиями выступления.

В качестве учебной дисциплины риторика выполняет важную общекультурную функцию. Ориентируя студентов на то, что умение убедительно, грамотно, доступно, логично, эмоционально выражать свои мысли, является необходимым приобретенным или развитым качеством для будущих юристов, профессионалов своего дела, для тех, кто находится в постоянном контакте с людьми.

Проблемы практической риторики являются актуальными в настоящее время в Республики Беларусь. Риторические знания позволят существенно повлиять на формирование личностных качеств юристов- профессионалов.

Таким образом, изучение учебного материала по курсу "Риторика" в высших учебных заведениях должно обеспечить студенту знание:

6. основных этапов истории риторики, для успешного ориентирования в риторических эпохах и персоналиях;

6. основных проблем и направлений развития современной риторики, категорий и понятий в теории риторики;

6. основных способов построения речи и их общих и конкретных целей;

6. методов и способов воздействия на аудиторию для достижения поставленных перед оратором целей;

6. видов и способов организации информационного воздействия (влияния);

6. способов создания текстов и построения публичных выступлений.

Студенты должны уметь характеризовать:

1. значение и значимость риторики в профессиональной деятельности юриста;

2. не только чужое, но и свое риторическое поведение во время выступления.

3. различные виды текстов.

После окончания курса каждый студент сможет анализировать:

1. возможные последствия влияния на людей во время выступления и просчитывать возможные реакции слушателей на получаемую информацию;

2. профессиональные ситуации, учитывая при этом, что четкая передача информации может являться дополнительной гарантией правосудия;

3. правовые тексты не только с точки зрения законодательной базы, но и с точки зрения структуры, доступности, логичности;

4. критически анализировать собственное и чужое риторическое поведение.

Подойдя ответственно и проявив подлинный интерес в изучении курса «Риторика» студенты смогут приобрести навыки и качества:

1. активного применения категорий и понятий риторики при спонтанных, неподготовленных публичных и судебных выступлениях;

2. быстро ориентироваться в специфике аудитории, и строить свою речь аргументировано, с учетом особенностей аудитории, которой адресовано выступление и аргументы, для достижения коммуникации;

3. оценки, структурирования и анализа различных текстов;

4. доступно, правильно и четко излагать свои мысли в соответствии со схемами инвенции, диспозиции и элокуции.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы лекций и семинарских занятий Количество часов
Всего аудиторных Лекции Семинарские занятия
Тема 1. Риторика как наука.      
Тема 2. Роды и жанры красноречия. Монологические и диалогические речи.      
Тема 3. Теория риторики. Правило инвенции.      
Тема 4. Теория риторики. Правило диспозиции.      
Тема 5. Теория риторики. Правило элокуции.      
Тема 6. Риторика и коммуникация.      
Тема 7. Невербальная коммуникация.      
Тема 8. Вербальная коммуникация.      
Тема 9. Составление и анализ монологических речей.      
Тема 10. Характеристика и анализ судебных и политических речей.      
Тема 11. История риторики.      
ИТОГО:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: