1. Методы формирования сознания личности.
В их основе лежит слово педагога, по словам В. Сухомлинского — тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство. В этой группе выделяют
а) убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю личности), основными формами развития которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др.;
б) личный пример — целенаправленное и систематическое воздействие преподавателя на студентов силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни.
2. Методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются умения, вырабатываются привычки, навыки, создаются условия для формирования положительных внутриколлективных взаимоотношений, прививаются элементы морального этикета. К ним относятся:
1) педагогические требования: прямое (характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность, и проявляется в виде указаний, возможно, приказа) и опосредованное (опирается на сформированность у воспитанников цели, убеждений и проявляется в виде просьбы, совета, намека и др.);
2) общественное мнение коллектива;
3) метод приучения — организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения;
4) создание воспитывающих ситуаций (специально созданных педагогических условий).
3. Методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, осуждения.
4. Методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.
5. Общественное мнение коллектива — испытанное средство формирования положительных качеств личности, одно из движущих сил воспитания молодого специалиста.
Владея системой методов воспитания, педагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые, по его мнению, будут самыми рациональными.