Изучение курса имеет цель дать студентам экономических специальностей с правом преподавания экономики теоретические знания психологических основ деятельности и учебного менеджмента, а также сформировать первоначальные умения психологического анализа различных аспектов профессиональной деятельности и организации своей деятельности как преподавателя экономических дисциплин.
Задачи изучения учебной дисциплины:
- сформировать понимание взаимосвязи психических явлений и человеческой деятельности вообще и учебной, профессиональной деятельности в частности;
- изучить психологические особенности труда в организации, делового общения, профессиональных конфликтов и стрессов, а также методы их регуляции;
- дать основы планирования и управления образовательным процессом;
- научить пользоваться психодиагностическими методиками и методами планирования и управления учебным процессом на уровне первоначальных умений;
- сформировать умение управлять своим психическим состоянием в процессе учебной и профессиональной деятельности.
|
|
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны
ЗНАТЬ:
- понятие и строение человеческой деятельности, ее виды и развитие;
- взаимосвязь психических процессов, свойств, состояний и деятельности;
- психологические особенности профессионального стресса и управление им;
- технологии успеха в профессиональной деятельности;
- актуальные проблемы делового общения;
- причины, предупреждение, разрешение деловых конфликтов;
- основные понятия профориентации;
- психологические особенности труда в организации;
- основы психодиагностики и управления своим психологическим состоянием;
- проблемы, решаемые учебным менеджментом;
- основы самоуправления в образовательном процессе.
УМЕТЬ:
- дать грамотную оценку психологическим факторам, влияющим на эффективность профессиональной деятельности;
- вести деловое общение в различных ситуациях;
- анализировать предконфликтные, конфликтные ситуации и психологически правильно предупреждать и разрешать их;
- использовать знания психологии и учебного менеджмента в решении актуальных проблем профессиональной и учебной деятельности;
- пользоваться психодиагностическими методами на уровне первоначальных умений;
- заниматься при необходимости аутотренингом, управлять своим психологическим состоянием;
- применять основные положения учебного менеджмента в качестве преподавателя и с целью профессионального самообразования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Учебная дисциплина "Психология деятельности и учебный менеджмент":
|
|
Человек, живя в обществе, общаясь с другими людьми, занимаясь деятельностью, развивает задатки и превращает их в способности. В процессе жизни и деятельности человек формирует помимо способностей характер, направленность, волю, чувства, удовлетворяет свои материальные потребности, приобретает речь и мышление и т.д., то есть формирует свою индивидуальную психологию. Каждый человек не только физически, физиологически, но психологически существенно отличается от других людей.
Экономисту чаще всего приходится иметь дело не только с отдельными личностями, а с малыми или большими группами людей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, настроения, мнения, оценки и т.д. То есть все то, что в психологии и других науках получило название - морально-психологический или социально- психологический климат коллектива.
«Психика» (в переводе с греческого - душа) - это субъективный образ объективного мира. Она присуща человеку и животным.
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование, совершенствование действительности, самого себя и условий своего существования.
Основные задачи в изучении курса «Психология деятельности и учебный менеджмент» состоят в том, чтобы:
1. Изучение психологических основ деятельности вообще и экономической профессиональной деятельности в частности, а также основ учебного менеджмента.
2. Формирование первоначальных навыков и умений грамотного психологического анализа различных аспектов профессиональной деятельности.