1. Социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
2. Классический этап в развитии социологии.
3. Западная социология ХХ в.: основные направления.
«Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Роберт Мертон.
1. С глубокой древности мыслители изучали общество, хотя и не называли полученные знания социологией. Первыми социологами (социальными философами) были Платон, создатель теории социальной стратификации и Аристотель, создатель теории среднего класса.
Эпоха Возрождения и Нового времени вернули утраченный в средние века интерес к изучению общества. Социальные утопии, созданные Т.Мором и Т.Кампанеллой, выдвигали идеи социального равенства, возможные в условиях общественной собственности. Н.Макиавелли в своем труде «Государь» утверждал, что общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин, отстаивал необходимость сильного государства. Важные социальные идеи о естественном праве государства содержатся в учении Т.Гоббса. Одним из первых непосредственных предшественников социологии является Шарль Луи де Монтескье. Он начал изучение проблематики гражданского общества, исследовал типы политических устройств, выходя при этом за пределы уравнивания общества и государства. Вслед за ним такие видные мыслители эпохи Просвещения как Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри, Руссо развивали важные социальные идеи о разделении властей, о возникновении государства из общественного договора, о свободе, собственности, безопасности как естественных правах человека. Классик политэкономии Адам Смит выдвинул ряд оригинальных идей, рассматривая общество как экономическую систему, основанную на разделении труда и обмене.
|
|
Рождение социологии в качестве самостоятельной науки об обществе – это 30-40 гг. Х1Х в. Девятнадцатый век – это век естествознания, идеалом которого является опытное, научное знание, век изменения мировоззренческих установок с религиозных на более прагматичные. Открытия в области химии, физики и биологии (теория клеточного строения, теория эволюции видов и т.д.) создали предпосылки создания науки об обществе, которая использует естественнонаучные методы познания. В качестве социальных предпосылок возникновения социологии можно назвать процессы, которые были связаны с осуществляемой в странах Европы и Америки промышленной революцией – появлением в обществе новых классов и урбанизацией, а также порожденных этими процессами проблем (преступность, обнищание широких масс и т.п.). Все это происходило на фоне расширения политических прав для среднего класса. Социология возникла как идеология среднего класса, который желал улучшить положение дел в обществе. Она стала наукой, призванной решить проблему возможных трансформаций общества. О.Конт, создавая социологию, мечтал сделать ее разновидностью научной религии, приняв которую правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами. Он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, считал, что больное общество можно излечить, создав такую же точную и объективную науку, какой является естествознание. Конт был противником теории социальной революции, каковым был К.Маркс, он высказывался за путь реформ, за стабильный порядок, за установление согласия между социальными группами.
|
|
Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества, целью ее стало создание интеллектуальных инструментов, которые сделали бы социальные отношения в обществе более прозрачными.
2. Классический этап в развитии социологии - это время, когда разрабатывалась теоретическая база, создавались первые научные школы и направления, рождалась методология. Первый период классического этапа – 40-80 гг. Х1Х в. – связан с позитивистским подходом. Его принципы:
· природа и общество едины и подчиняются одним законам;
· общество подобно биологическому организму;
· общество изучается теми же методами, что и природа.
Умозрительные рассуждения уступают место фактам. Общество – объективное явление, следовательно, оно должно исследоваться как другие объективные явления. Наука об обществе называется социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой – социальной статикой и социальной динамикой.
Французский философ Огюст Конт (1798 -1857 гг.) стал создателем одного из известных направлений в философии – позитивизма. Его «Курс позитивной философии» начала 40-х гг. – первая попытка создания теории социального знания на основе позитивного метод. Конт дал новой науке об обществе имя - социология, определил ее предмет и методы. Созданная им глобальная социологическая теория о трех интеллектуальных стадиях развития общества (теологической, метафизической и позитивной) была слишком умозрительной, однако ряд его идей использовали другие представители новой науки, в частности, Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) – английский философ и социолог.
Спенсер был ярким представителем идеи эволюционного развития общества, создателем «органицистской школы» в социологии. Общество он сравнивал с биологическим организмом, развивающимся по законам эволюции. Социальный организм растет за счет численного роста популяции, усложняется его внутреннее строение, углубляется дифференциация функций и специализация составляющих его структур, усиливается взаимодействие между ними. Основные функции берут на себя социальные институты – органы самоорганизации общества, которые превращают асоциального по своей природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. Однако Спенсер считал, что в обществе существует меньшая зависимость части (индивида) от целого (общества), чем в живом организме. Клетка существует ради целого (организма), тогда как общество существует ради блага своих членов.
Одним из самых крупных социальных философов этого периода является Карл Маркс (1818-1883 гг.). Он считается основателем теории социального конфликта, ученияо структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Исторический материализм Маркса рассматривает общественное развитие как результат смены общественно-экономических формаций. Внутри формаций существуют отношения эксплуатации классами-собственниками классов, не имеющих собственности. Последние отчуждены от результатов своего труда, от распределения прибавочной стоимости. Это порождает классовую борьбу, результатом которой, по мнению Маркса, должна стать социальная революция. В отличие от отцов-основателей социологии, он призывал к насильственному преобразованию общества, его учение носило явную антибуржуазную направленность, абсолютизировало насилие как движущую силу общественного прогресса.
|
|
Второй период классического этапа развития социологии, 90 гг. Х1Х в. – 20 гг. ХХ в., связан с дальнейшей разработкой методов науки, ее категориального аппарата и институционализацией социологии. Поколение эмпириков переходит от попыток создания всеобъемлющих теорий к решению практических задач, исследованию более узких проблем. Возникает понятие «социальный тип» - усредненный и лишенный уникальности тип «пролетария», «протестанта», «бюрократа» и т.п. Более широко используются статистические данные, появляются новые технологии исследования. Это расцвет социологии, «золотой век» в ее развитии. Он связан с именами Эмиля Дюркгейма (1858-1917 гг.), Георга Зиммеля (1858-1918 гг.), Макса Вебера (1864-1920 гг.).
Э. Дюркгейм – создатель теории социального факта. Он является последователем позитивистского подхода в изучении общества. Общество – реальность, существующая сама по себе и противостоящая нашим мыслям и желаниям. Оно подобно природе и обладает объективностью. Общество первично по отношению к человеку, который представляет собой двойственную реальность. В нем взаимодействуют две сущности – социальная и индивидуальная, причем первая имеет приоритет над второй. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество – из индивидов. Социология, по его мнению, изучает социальную реальность, основу которой составляют социальные факты. Поведение индивида определяется совокупностью фактов, существующих в том обществе, в котором он живет. Они обладают следующими характеристиками:
· выступают как внешние по отношению к индивидам;
· обладают принудительной силой по отношению к индивидам;
|
|
· независимы от индивидуального сознания.
Социальные факты подталкивают индивида к совершению именно таких, а не иных поступков. Даже такой индивидуальный акт, как самоубийство, определяется социальными основаниями (главный эмпирический труд Э. Дюркгейма «Самоубийство»).
Основание социального факта – коллективное сознание, которое возникает, когда несколько индивидов объединяют свои действия, и эта комбинация порождает новый результат. И коль скоро это происходит вне сознания действующих (а в коллективном сознании), то социальный факт имеет следствием закрепление каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей, существующих объективно.
Э.Дюркгейм является создателем теории социальной солидарности и выделяет два основных типа:
· механическую солидарность, которую порождают сходство индивидов, их общественных функций;
· органическую солидарность, при которой сплоченность рождается вследствие дифференциации индивидов.
Первая характерна для архаических обществ, вторая – для современного общества, основанного на разделении труда. «Каждый тем теснее зависит от общества, - утверждал Дюркгейм, - чем более разделен труд».
Современник Дюркгейма, Макс Вебер, стоял на позиции антипозитивизма. Многообразие его исследовательских интересов позволяет называть его Леонардо да Винчи от социологии. Это такие теории как:
· учение о социальном действии и мотиве действия;
· социология религии;
· экономическая социология;
· политология;
· теория бюрократии;
· концепция социальной стратификации.
М. Вебер стал основоположником «понимающей» социологии, т.е. социологии, исходящей из того, что только конкретные проявления деятельности конкретных индивидов могут быть понятно истолкованы. Индивидуальное действие, осмысленное, соотносящееся с действиями других индивидов – в центре его исследовательских интересов. Поведение индивида мы понимаем, а составляющих его клеток – нет. Мы не понимаем действия народа, хотя вполне можем понять действия составляющих народ индивидов. Для исследования социальной реальности Вебер вводит инструмент - «идеальный тип». Это мыслительная конструкция, схема, эталон, содержащая в себе характеристики типа поведения или социального института и используемая в качестве масштаба для соотнесения с реальностью.
3. В ХХ столетии центр социологической мысли перемещается из Европы в США. Это связано и с эмиграцией европейских ученых, и с поддержкой науки государством. Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Мичиганского – в конце Х1Х – начале ХХ века сформировались крупные научные школы. В 1892 г. была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете. С 1910 г. в большинстве университетов и колледжей Америки вводится курс социологии. Мы связываем следующий этап развития социологии – постклассический (20 - 60 гг. ХХ в.) с развитием американской социологии. Исследования ученых США (в 60-е гг. их было больше, чем во всех странах мира вместе взятых) носят, по большей части, эмпирический характер, посвящены решению практических задач. Исключение – теория структурного функционализма Толкотта Парсонса. В ней общество представлено в качестве системы, дано объяснение все частям этой системы с точки зрения их функций. Большой вклад в развитие науки внес русский по происхождению социолог, работавший и умерший в США, Питирим Сорокин. В науках о человеке и обществе используется теория символического интеракционизма Дж.Мида.
Современный этап развития социологии характеризуется многообразием концепций и школ. Все эти школы и направления базируются на двух основных подходах – позитивизме и гуманитаризме.
Позитивизм ХХ-ХХ1 вв. – это неопозитивизм. Усложнились его исходные принципы. Но, как и прежде, позитивисты второй волны рассматривают мир как объективную реальность, отбросив ценностные суждения, полагая, что только через опыт и возможность проверки можно получить достоверное знание, считают необходимым изучение фактов, а не идей. Сегодня к направлениям неопозитивизма относятся:
· натурализм (биологизм и механицизм);
· классический марксизм;
· структурный функционализм;
· бихевиоризм (изучаются проявления вовне, в открытом поведении).
Гуманитаризм или феноменология – подход к изучению общества через понимание. Его исходные принципы таковы:
- общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам;
- общество – не объективная структура, стоящая над личностью, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов;
- главное – это расшифровка, истолкование смысла этого взаимодействия;
- субъективизм, т.к. свобода от ценностей и идеологий невозможна, поскольку социология - наука, затрагивающая интересы людей.
Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Можно выделить три основные парадигмы современной социологии:
1. Структурно - функциональную, которая рассматривает общество как стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на общественном согласии относительно того, что является желательным для общества в целом, и где каждая часть имеет функциональные следствия в отношении общества в целом.
2. Конфликтно-радикальную, исходящую из того, что общество - это система, характеризующаяся неравенством. В основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям.
3. Символический интеракционизм, который представляет общество как постоянный процесс социального взаимодействия. В основе этого процесса лежат коммуникации посредством символов, при этом индивидуальное восприятие социальной реальности неповторимо и изменчиво.
Вопросы для самоконтроля и повторения:
1. Почему О.Конт считается основателем социологии?
2. В чем заключается своеобразие социологических воззрений Г.Спенсера?
3. Какова роль, по К.Марксу, классовой борьбы и социальной революции в историческом процессе?
4. Что представляют из себя социальные факты согласно учения Э.Дюркгейма?
5. Что такое социальная солидарность и какие ее виды выделяет Э.Дюркгейм?
6. В чем сущность понимающей социологии М.Вебера?
7. Что такое идеальный тип и какую роль он выполняет в социологической теории?
8. Каковы основные принципы позитивистского подхода к изучению общества?
9. Каковы исходные принципы гуманитаризма в социологии?
10. Каковы основные парадигмы, существующие в современной социологии?