Дидактическая сущность понятия «образование». Процесс образования и обучения как целостная система. Обучение – важнейшее средство образования школьников.
Сущность содержания образования и его исторический характер. Сущность знаниево-ориентированного подхода к определению содержания образования. Сущность личностно-ориентированного подхода (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. С. Леднев, А. В. Петровский).
Смысловое содержание компетентностного подхода (И. А. Зимняя, В. И. Байденко и др.).
Формирование содержания образования (общего, политехнического, профессионального). Основные циклы учебных предметов.
Движущие силы развития системы образования.
Система образования как совокупность и соотношение основных видов образования (дошкольного, дополнительного, общего, политехнического, профессионального) как важнейший путь формирования и развития человека.
Общее образование как процесс изучения познанных человечеством законов и закономерностей, происходящих в природе и обществе.
|
|
Политехническое образование как процесс изучения законов и закономерностей, происходящих во «второй природе» (природе, созданной человеком), формирование у учащихся взаимоотношений с окружающей средой на основе соответствующих знаний. Задачи политехнического образования.
Экономическое и экологическое образование как основные части политехнического.
Профессиональное образование (допрофессиональное в школе) как процесс формирования умений и навыков обращения с простейшими средствами труда, изучение особенностей наиболее общих видов трудовой деятельности человека.
Государственный образовательный стандарт второго поколения. Основные отличительные черты. Уровни госстандарта образования: федеральный, национально-региональный, школьный.
Основные документы, определяющие содержание образования обучающихся:
Базисный учебный план. Типовые учебные планы. Учебный план общеобразовательной средней школы, программы, учебник.
Сущность реформы российского образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт третьего поколения. Отличительные особенности ФГОСов. Сущность компетентностного подхода к знаниям, умениям, владению, демонстрации готовности субъектов образовательного процесса. Реформы высшей школы. Дифференциация требований к получению высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура).
ТЕМА 7. Понятие о закономерностях и принципах обучения.