Свистящие и шипящие согласные звуки

[С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц]

Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их весьма разнообразны. Сюда относятся шепелявость, сюсюканье, присвист, а также замена другими звуками алфавита. Так, иногда вместо «собака» говорят «шабака», забака» или «табака»; вместо «щука» — шука», вместо «цапля» — «сапля», вместо «жук» — «зук», вместо «шапка» — «сапка». Такие дефекты в произношении обычно вызваны неправильным строением костяка речевого аппарата: зубов, челюстей, то есть объясняются причинами органического характера. Редко расставленные или слишком короткие и неровные зубы, щели, между ними, отсутствие передних зубов, чрезмерно выдвинутая вперед челюсть, толстый язык — вот что может стать причиной недостатков в произношении свистящих и шипящих звуков. В этом случае может помочь либо стоматолог, либо логопед. Но когда эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью учебно-тренировочных упражнений.

Согласные звуки [С], [С'] — [З], [З']

При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы полураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой желобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые складки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.

Упражнение №1. Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение №2. Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение №3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се…

Упражнение №4. Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы…

Упражнение №5. Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы…

Упражнение №6. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес…

Упражнение №7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс…

Упражнение №8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс…

Упражнение №9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё…

Упражнение №10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы…

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировочных упражнений.

Упражнение №11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение №12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение №13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] – нижних.

Упражнение №14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение №15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение №16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение №17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение №18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение №19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите следующие слова четко и медленно: сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко фразы, обыграв их:

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усищи, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. По семеро в сани уселись сами.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Отработка согласных [Ш] и [Ж]

Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений.

При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые складки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые складки, но и вибрирует кончик языка.

Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж…

При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:

Упражнение №1. Шэ, ша, шо, шу, шы.

Упражнение №2. Жэ, жа, жо, жу, жы.

Упражнение №3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.

Упражнение №4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.

Упражнение №5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.

Упражнение №6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.

Упражнение №7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.

Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, добирайте воздух.

Упражнение №8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.

Упражнение №9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.

Упражнение №10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.

Упражнение №11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.

Упражнение №12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.

Упражнение №13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.

Упражнение №14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.

Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жадность, жалость, ёрш, нож, фарш.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:

1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

2. У ежа ежата, у ужа ужата.

3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!

5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Дружба — дружбой, а служба — службой.

7. Шила в мешке не утаишь.

8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.

При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.

При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].

Упражнение №1. Чи, че, чя, чё, чю.

Упражнение №2. Щи, ще, щя, щё, щю.

Упражнение №3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.

Упражнение №4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

Упражнение №5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.

Упражнение №6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.

Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упражнений.

При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгновенье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц состоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.

Упражнение №1. Цэ, ца, цо, цу, цы.

Упражнение №2. Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу, цы-цы.

Упражнение№3. Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.

Упражнение №4. Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы.

Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — длительный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):

1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3. Тщетно тщится щука ущемить леща.

4. Течет речка, печет печка.

5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9. Около колодца кольцо не найдется.

10. Молодец против овец, против молодца сам овца.

11. Москвой-столицей весь народ гордится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: