Тема 5. Орфоэпия. Литературные произносительные нормы

Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos — прямой, правильный и epos — речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения на съездах, конференциях и совещаниях, в театре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва — политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.

В настоящее время огромная роль в сохранении образцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова; С.И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д.Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто говорят на местных диалектах и говорах. Существуют «окающие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской области и центральных областях страны «акают» умеренно. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литературного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласного).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, приезжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвижение, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особенный и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Алмазова, А. А. Современный русский язык. Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета / Ю.П. Богачев, О.В. Михалькова, Н.А. Саенкова, И.Н. Сосинская, З.А. Шелестова. – М., 2010.

2. Богачев, Ю. П. Речевая культура дефектолога / Ю. П. Богачев. – М.: Прометей, 2009.

3. Богачев, Ю. П. Речевое мастерство педагога-дефектолога / Ю. П. Богачев, Н. А. Саенкова, З. А. Шелестова. – М.: Прометей, 2006. – 215 с.

4. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – М.: «Академия», 2007.

5. Никольская, С. Т. Техника речи / С. Т. Никольская. – М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей и взрослых / О. С. Орлова. – М.: АСТ «Астрель», 2008.

7. Сосинская, И. Н. Лингвистический анализ различных единиц языка и речи / И. Н. Сосинская, О.В. Михалькова. – М., 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Алферова, Л. Д. Нормативное сценическое произношение / Л. Д. Алферова, Л. Н. Васильева. – СПб., 2005.

2. Васильев, Ю. А. Голосоречевой тренинг / Ю. А. Васильев. – СПб, 1996.

3. Введенская, Л. А. Что ни звук, то подарок / Л. А. Введенская. – М., 1996.

4. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М., 1996.

5. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учебное пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2003.

6. Гангстрем, М. П. Дыхание и речь / М. П. Гангстрем, В. А. Кожевников // Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.

7. Галендеев, В. Н. Теория и практика сценической речи: монография / В. Н. Галендеев. – СПб., 2005.

8. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. –М., 1993.

9. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание / Л. А. Горбушина. – М., 1975.

10. Козлянинова, И. П. Сценическая речь / И. П. Козлянинова, И. Ю. Промптова. – ГИТИС, 2000.

11. Леонарди, Е. И. Дикция и орфоэпия / Е. И. Леонарди. – М., 1967.

12. Найденов, Б. С. Выразительность речи и чтения / Б. С. Найденов. –М., 1969.

13. Нэнси Зи. Искусство дыхания / Нэнси Зи. – София, 2004.

14. Савкова, З. В. Речь лектора / З. В. Савкова. – М., 1979.

15. Савкова, З. В. Как сделать голос сценическим / З. В. Савкова. – М., 1975.

16. Савкова, З. В. Искусство оратора: учебное пособие, 3-е изд., доп. / З. В. Савкова. – СПб: Знание, 2007.

17. Сценическая речь / под ред. И. П. Козляниновой. – М., 1976.

18. Черная, Е. И. Теория и практика сценической речи: коллективная монография. – СПб., 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: