Словарь к блоку №2

Активные счета - основные счета бухгалтерского учета, отражающие состояние и движения отдельных видов средств хозяйства.

Акции – ценные бумаги, выпускаемые корпорациями, компаниями, фирмами и банками, свидетельствующие о вложении их владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающие право получать ежегодный доход-дивидент.

Ассортимент – наличие, подбор каких-л. товаров или их сортов.

Аудит (англ. аudit - проверка, ревизия документов).Проверка, ревизия бухгалтерских, финансовых и других документов и отчетности какой-либо фирмы, целью которых является формирование мнения о чистоте, обычно проводимая независимыми специалистами или организациями.

Аудитор - лицо, которое проводит аудит.

Аудиторское заключение - заключение назначенных аудиторов о проверке отчетности компании или организации.

Банки - финансовые организации, учреждения, которые выпускают деньги, хранят денежные средства вкладчиков, представляют деньги в долг, в кредит за определенную плату, обменивают деньги, валюту, контролируют денежные операции граждан, фирм, хранят, покупают и продают ценные бумаги, оказывают разнообразные услуги правительству, государственным органам, предприятиям и организациям, населению, другим банкам.

Бартер – торговля товарами и услугами без использования денег.

Бизнес - предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

Биржа – учреждение для заключения крупных финансовых и торговых сделок.

Бухгалтер – ( нем. - «держатель книг»). Служащий организации, предприятия, который ведет учет поступающих и расходуемых денежных средств, материалов, оборудования, запасов, следит за соответствием расходов и доходов, составляет балансы, заполняет бухгалтерские счета, на которых числятся все средства организации.

Бухгалтерия – теория и практика счетоводства и документального хозяйственного учета денежных средств.

Вексель – (нем.Weichsel) Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, выдаваемое заемщиком кредитору, предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе.

Внешние аудиторы - члены какой-либо уполномоченной законами профессиональной организации бухгалтеров-ревизоров.

Гиперинфляция – исключительно быстрый рост цен денежной массы и обращений, ведущий к резкому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и нарушению нормальных хозяйственных связей.

Дебет - левая сторона бухгалтерских счетов. В счетах актива кредит в расходную часть, куда заносятся все расходы по данному счету, а в счетах пассива - приходную часть, в которой группируются все поступления по счету.

Дебитор - физическое или юридическое лицо, экономический субъект, имеющий денежную или имущественную задолженность (в противоположность кредитору, которому должны деньги другие); то же, что и должник.

Дефицит – убыток, превышение расходов над доходами.

Дистанционный – совершаемый на расстоянии.

Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в какую-н. отрасль экономики, какое-л. предприятие и т.п. внутри страны и за рубежом с целью получения прибыли.

Инвестор - (англ.investor- вкладчик) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестиционный капитал, вкладываемый инвестором, может быть представлен в виде финансовых ресурсов, имущества, интеллектуального продукта.

Инфляция – устойчивый рост уровня цен и заработков в экономике.

Капитал – самовозрастающая стоимость.

Квалифицированный – имеющий высокую квалификацию, опытный.

Коммерческая тайна - право предприятий, организаций, фирм не разглашать, сохранять в тайне сведения и документы о своей деятельности, чтобы предотвратить возможность нанесения ущерба фирме ее конкурентами. К коммерческим тайнам относят изобретенные новые составы, рецепты, виды материалов, продуктов питания, лекарственных средств; особые способы изготовления продукции, товаров; данные о клиентах фирмы; производственные и финансовые планы фирмы. Предприниматель имеет право сохранять свою коммерческую тайну, защищать ее от похищения. Закон не разрешает пользоваться чужими коммерческими тайнами без согласия их обладателя.

Компания – торговое или промышленное объединение предпринимателей.

Конкурентоспособность – способность состязаться с рыночными конкурентами, производящими аналогичные товары и услуги, обычно отражается в рейтинговых оценках.

Конкуренция – соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ.

Консалтинг (от англ. consulting – советоваться, справляться) - деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в области экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создание и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций.

Конфигурация – внешнее очертание, а также взаимное расположение предметов или их частей.

Конфиденциальный - секретный, доверительный, не подлежащий огласке.

Конъюнктура – стечение обстоятельств, создавшееся положение вещей в какой-л. области, совокупность условий, способных влиять на ход какого-л. дела; ситуация. Рыночная конъюнктура.

Координация – согласованность действий.

Корпорация – 1. Союз, общество, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. 2.Форма акционерного общества, являющиеся юридическим лицом, регистрируемым правительством.

Кредит – система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возврата, как правило, с уплатой процента.

Кредитор – лицо, учреждение, организация, предоставляющие кому-н. кредит.

Критика – обсуждение с целью выявить недостатки.

Маркетинг - (англ. marketing. от market -рынок)- исследования и организация деятельности на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, направленной на обеспечение сбыта, продвижение товаров от производителя к потребителю; комплексная система мероприятий по изучению рыночных отношений и активному воздействию на потребительский спрос.

Маркетолог - 1) (лат. marketing – предмет торговли; продажа, сбыт) – специалист, занимающийся продажей, рынком сбыта; 2) квалификация специалиста с высшим образованием в области маркетинга; 3) исследователь проблем маркетинга.

Менеджер - (англ. manager - управляющий) - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников. Менеджер является должностным лицом фирмы и входит в ее средний и высший руководящий состав (топ-менеджер).

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами.

Монополия – исключительное правило в какой-либо сфере предпринимательства.

Облигация – долговая расписка, выдаваемая заемщиком кредитору.

Персона – личность, особа.

Подотчетный – выдаваемый с условием последующего отчета.

Посредник – лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами.

Потенциальный инвестор – от слова потенция – возможность, т.е. возможный вкладчик.

Потребитель – лицо или организация, потребляющие продукты чьего-н. производства.

Предприниматель – 1. Владелец предприятия. 2. Предприимчивый и практичный человек.

Презентация – 1) официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции кругу приглашенных лиц; 2) предъявление переводного векселя лицу, обязанному по нему осуществить платеж.

Продуктивный – производительный, плодотворный. П. труд.

Продукция – совокупность продуктов производства.

Производитель – тот, кто производит, изготовляет что-н. Завод-производитель. Производитель работ (непосредственно руководящий постройкой, сооружением чего-н.).

Ревизор - 1. Должностное лицо, которое производит ревизию, обследование.

2. Должностное лицо на железных дорогах, осуществляющее контроль в отдельных отраслях железнодорожной службы.

Рента – 1. Доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий; 2. Денежная сумма, выплачиваемая ежегодно застрахованному лицу по страховому полису со стороны страхового общества.

Рентабельный – приносящий доход, прибыль, оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения.

Рынок – сфера товарного обращения, товарооборота.

Стагнация – период нулевого или медленного экономического роста, или период экономического спада.

Стагфляция – период одновременного спада производства, рост цен и безработицы; сочетание экономического кризиса с инфляцией.

Стратегическое планирование – от сл. стратегия - искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Страховая компания – физическое или юридическое лицо, принимающее на себя по договору страхование за определенное вознаграждение.

Счёт - в широком смысле слова документ, в котором отражается движение денежных средств от одного лица к другому, между разными юридическими и физическими лицами.

Текущие расходы - 1) расходы, осуществляемые и оплачиваемые в данный момент; 2) мелкие расходы банков и других учреждений из собственной сметы, не возмещаемые клиентами.

Теория - учение, система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Тренинг – система, режим тренировок.

Учёт - 1. установление наличия, количества чего-н. путем подсчетов. Учёт товаров. 2. Регистрация с занесением в списки лиц, предназначенных для использования где-нибудь, установление наличности кого-чего-н. Стать на учёт.

Финансирование - обеспечение деньгами предприятия, предпринимателя, а также программ выполнения каких-либо работ. Финансирование осуществляется из собственных средств либо за счет кредита, займов, привлеченных денег, инвестиций, предоставленных банками или другими людьми, фирмами.

Финансист – лицо, финансирующее деловую сделку или рискованный проект или рискованный проект или договаривающееся о таком финансировании с торговым банком или другим финансовым институтом.

Финансовая декларация – письменная запись о финансовом статусе частного лица, ассоциация или деловой организации. Финансовая декларация включает балансовый счет и декларацию о доходах или декларацию, о прибыли и убытках; кроме того, финансовая декларация может включать декларацию об изменениях в оборотном капитале.

Финансовая политика – составная часть экономической политики; система мероприятий государства по организации банковского капитала, взятая в аспекте его переплетения с промышленным и торговым капиталами.

Финансовые рынки – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников сбережений к заемщикам.

Финансы - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, денежным обращением.

Фирма – торговое или промышленное предприятие, производственное объединение, пользующееся правом юридического лица, под маркой которого выпускаются изделия, осуществляются сделки.

Ценные бумаги – документы, обозначающие позицию владения в корпарации, кредиторские отношения с корпарацией или правительственным органом или право на владение.

Чек - (англ.check от chigoes). 1. Документ, содержащий распоряжение банку от владельца текущего счета выдать ту или иную сумму предъявителю или перечислить ее кому-н. Получить, заплатить деньги по чеку. 2. Талон, квитанция из кассы в приеме денег за покупаемый товар. Товар без чека не выдается // Талон в кассу с обозначением суммы, которую следует уплатить за покупаемый товар.

Чёрная пятница – резкий спад на финансовом рынке. Первоначальной черной пятницей был день 24 сентября 1869 года, когда группа финансистов пыталась овладеть рынком золота, скупая товары, чем ускорила финансовую панику, за которой последовала депрессия. Паника 1873 года тоже началась в пятницу и сочетание «черная пятница» стало применяться к любой панике, влияющей на финансовые рынки.

Экономика – 1. Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития общества. Э. капитализма. 2. Организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-н. отрасли хозяйственной деятельности. Э. страны. 3. Научная дисциплина, изучающая какую-н. отрасль производственной, хозяйственной деятельности. Э. управления. Экономический кризис.

Эффективный – действенный.

Примерный тематический план СРСП, СРС

СРСП СРС
  Полилог на тему «Культура речи» Подобрать тексты ко всем стилям речи
  Написать «Письмо в газету». Подобрать из СМИ «Интервью с интересным человеком». Подготовить анализ научно-популярной статьи по специальности
  Ролевая игра «Прием документов». Составить характеристику сокурсника (-цы). Составить образцы деловых документов (заявление, резюме)
  Деловая игра «В офисе». Разыграйте служебную ситуацию с использованием распорядительных документов. Составить образцы деловых документов (заявление, резюме) Составить образцы служебных писем
  Круглый стол «Конкурентоспособный специалист» Подготовить реферат-обзор «Моя специальность», используя термины
  Ролевая игра «Устройство на работу». Составить приказ «О принятии на работу»
7-8 Сформулируйте правила поведения, рекомендуемые пословицами и поговорками. Монолог на тему «Этикет». Привести примеры национальных особенностей речевого этикета народов, проживающих в РК в виде письменного сообщения. Какие сходства и различия вами обнаружены?
  Диспут «Рыночные отношения в современной экономике» Подобрать тексты научного стиля. Конспект научной статьи
  Решение кроссвордов по темам Подобрать тексты научно-популярного жанра
  Полилог «Особенности современной казахстанской экономики» Подготовить информацию о разных специальностях в сфере экономики и бизнеса
  Работа с текстами по специальности Выписать термины специальности
  Встреча с ведущими специалистами, учеными факультета экономики и бизнеса Подготовить тезисы докладов научной конференции
  Экскурсия в банки, рестораны, гостиницы и др. Подготовить сообщение о крупных организациях в сфере экономики и бизнеса
  Презентация специальностей факультета экономики и бизнеса

Библиография

1. Ергазиева Н.И., Низамова М.Н., Есетова А.Т., Русский язык: УМК для студентов, обучающихся по кредитной технологии. – Алматы: Издательский отдел АТУ, 2004. – 223с

2. Салагаев В., Шалабай Б. Составление деловых бумаг: Учебное пособие. – Алматы: Раритет; Республиканский издательский комитет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2002 (Деловая книга Казахстана).

3. Федосюк М.Ю. Русский язык: Учебное пособие для студентов-нефилологов. – М.: Наука, 2002.

4. Исмагулова Б.Х., Таубекова Р.Б. Пособие по практической стилистике русского языка.- Алматы: Издательский отдел «Жания - Полиграф», 2007 – 91с.

5. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1998.

6. Ергазиева Н.И., Даркембаева Р.Д., Низамова М.Н. Стили речи. Методические разработки к III блоку силлабуса. – Алматы, 2005.

7. Ергазиева Н.И., Сейденова С.Д., Низамова М.Н., Даркембаева Р.Д. Методические разработки к выполнению тестовых заданий по русскому языку и материалы по самоконтролю знаний для студентов национальных групп (Учебный блок. Синтаксис простого и сложного предложения). – Алматы, 2006.

8. Ергазиева Н.И., Низамова М.Н., Даркембаева Р.Д., Сейденова С.Д.,

Таирова Н.А. Русский язык для студентов неязыковых вузов (бакалавриат).-Алматы, 2008.-200с.

9. Жаналина Л.К. Практический курс русского языка.– Алматы: Рауан, 1992.

10. Капустина А.Н. Профессия и личность – Л.: Знамя, 1988. – 156 с.

11. Алиева Г.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов, ч.1. - Шымкент, 2003. – 275 с.

12. Русский язык. Курс обучения по кредитной технологии. – Шымкент, 2005. – 376 с.

13. Низамова М.Н. Русский язык (бакалавриат) – Алматы, АТУ, 2008.

14. Мотина Е.И. Язык и специальность. Лингвометодические основы обучения

русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1988.

15. А.С.Жантурова. Вопросы инновационной деятельности и отдельные аспекты

управленческого учета. – Алматы, 2007.

16. Маркетинг для гостиниц и ресторанов // Европейский гостиничный маркетинг, М., 2003.

17. Журнал «Бухгалтер+компьютер» № 2 (14) февраль 2001.

18. Журнал «Маркетинг» № 4 (95) 2007, Москва, Центр маркетинговых исследований и менеджмента

19. «Аргументы и факты», 14-20 октября 2009 г. № 42 (1511/854).

20. Исмагулова Б.Х., Таубекова Р.Б. Пособие по практической стилистике русского языка.- Алматы: Издательский отдел «Жания - Полиграф», 2007 – 91с.

21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1982.

22. Словарь экономических терминов. – Алматы, 2002. – 250с

23. Такижбаева Н.В. Толковый словарь по экономической социологии. – Алматы. – 2004.

24. Ергазиева Н.И., Сулейменова Б. Русско-казахский словарь делопроизводства. – Алматы, 1992

25. Большой экономический словарь. М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

26. Современный словарь иностранных слов. М., 2005.

27. Валерий Шевалье. Журнал «Деловые люди», 2002, № 10.

28. А.Юрьев. Банки правят миром …

29. В.Баранов. Амплуа предпринимателя.

30. Л.Н.Боголюбов. Рыночные отношения в современной экономике.

31. М.Ауэзов Кушикпайский перевал.

32. Журнал «О маркетинге в Казахстане» № 8 (48)

33. Деловой журнал «National Business», январь-февраль 2006, № 1 (27), Алматы 34. Журнал «Куда пойти учиться».

35. Журнал «Деловая неделя», март-апрель 2007, № 2, Алматы.

36. Журнал «Маркетинг товаров и услуг», май-июнь, № 5 (51), Алматы.

37. Экономический журнал Аль-Пари, № 3-4 (47-48), 2006, Алматы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: