Особенности психического развития детея шестилетнего возраста

XXVI съезд партии поставил важную общегосударственную задачу: «...создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ»'. Решение этой задачи предполагает учет учителем физиологических и психологических особенностей шестилеток.

Анатомо-физиологические особенности. На шестом году жизни продолжается созревание организма ребенка. Вес увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост—на 0,5 см. Происходит изменение пропорций тела,

Двигательная сфера ребенка хорошо сформирована. Он умеет ходить равномерным широким шагом, легко я ритмично бегать. Максимальное увеличение скорости бега происходит именно в возрасте с 5 до 6 лет2. К 5—6 годам наблюдается и наибольший прирост высоты лазания по гимнастической стенке. Эти и другие движения способствуют развитию нервной системы, совершенствуют координацию, а также развивают смелость, ловкость, быстроту. Дети этого возраста успешно овладевают такими движениями, как прыжки с разбега. С 6-ти лет можно обучать детей бегу на коньках и фигурному катанию. Шестилетки любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться в соответствии с, него. В этом возрасте возрастает также и скорость образования условных рефлексов.

При организации процесса обучения и воспитания шестилеток необходимо учитывать, <что мы имеем дело с растущим

' Материалы XXVI съезда КПСС. М„ 1981, с. 181.

См.: Шалыгина Г. В. Динамика показателей двигательной подготовленности детей 4—7 лет. — В кн.: Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М., 1973, с. 211.

Детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена»'.

Психическое развитие шестилеток. Взаимоотношения детей-шестилеток со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и ее сотрудников2 было установлено, что_иззадазличныхза видов общения ребенка об взрослыми (деловых, познавательныхза личностных) в 6 лет преоблада-ет-япчносгное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток "показывает, что их потребность в беседах на личные темы со „взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7-ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глу-бокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых..Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

В—общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивыза возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

В соответствии с программой воспитания в детском саду дети этого возраста занимаются и учебной деятельностью, в результате чего они учатся понимать задачу, которую ставит перед ними воспитатель, овладевают некоторыми навыками и умениями ее выполнения.

Важным компонентом учебной деятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи,

' Принцип развития в психояогяи/Под ред. Л. И. Андыферовой. М., 1978. с. 263.

См.: Лисина М. И., Смирнова Р. А. Развитие мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников. — В кн.: Психолого-пеяагогн-ческяе допросы воспитания детей дошкольного возраста/Под ред А. И. Сильвестру. Кишинев, 1981. с. 22, 29—30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: