Часть II. Предмет психологии воспитания и обучения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Глава 15.

ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Краткое содержание

Предмет психологии воспитания и обучения. Психология педагогическ гельности. Отличие обучения от воспитания. Воспитание и обучение де' предмет исследования многих наук. Психологические аспекты воспитания. логические стороны обучения. Целевые, содержательные, методические и техн ческие аспекты воспитания и обучения. Практическое сочетание обучения и тания. Приоритет боепитания перед обучением в развитии ребенка как лич Особенности воспитательных и учебных воздействий на детей в разные пе жизни. Психологическая служба: психодиагностика, консультирование и чщ ция - в системе образования. Психология учителя. Психология педагогической ки. Психология управленческого труда в образовании. 1

Основные проблемы педагогической психологии. Проблемы сензитивно риода в развитии, оптимального начала и целесообразного конца интенй учебных и воспитательных воздействий специфического рода. Проблема, педагогического воздействия и психического развития ребенка. Проблема (шения обучения и воспитания. Проблема системного характера развития и.ком ности педагогических воздействий. Проблема связи созревания и обучен датков и способностей. Проблема генотипической и средовой обусловлеЩ психологических характеристик и поведения ребенка. Проблема скрытого пд развития и открытого проявления его результатов. Проблема детской одарен Проблема педагогической запущенности ребенка. Проблема готовности детей п<(нию в школе. Проблема индивидуализации обучения. Проблема социальной тации и реабилитации детей. Проблема оптимальной психологической под ки учителя и воспитателя.

Методы педагогической психологии. Общие и специальные методы п гической психологии. Методы исследования, консультирования и психолог гогической коррекции. Организационные, процедурные и оценочные методы. И сбора и обработки данных, применяемые в педагогической психологии. Эн мент в педагогической психологии, схемы его организации и предъявляемые 1 требования. Применение тестов и других психодиагностических методик в ческой психологии.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание и обучение входят в содержание педагогия деятельности. Воспитание представляет собой процесс орг ванного и целенаправленного воздействия на личность и пове ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого со в развитии его способностей. Воспитание и обучение преД ляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой пв гической деятельности, и обе они в действительности пра1 ски всегда реализуются совместно, так что отделить обучен

.питания, как процессы и результаты, не представляется воз-?цым. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а " "имаясь обучением, одновременно и воспитываем. ' 1-ем не менее оба процесса в аналитических целях в педаго-"цеской психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они д своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей " активности различны. Воспитание осуществляется в основном рез межличностное общение людей и преследует цель развития ""ровоззрения,,морали, мотивации и характера личности, формиро-,цая черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегиче-й и практической деятельности, ориентировано в конечном счете з интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, ак правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувст-ци и межличностными отношениями. Методы обучения включают 1себя приемы Передачи знаний от одного человека к другому а также армирование у обучаемого умений и навыков, в то время как ме-оды воспитания касаются передачи социальных ценностей и соци-[льных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Ме-оды обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - ра восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

' Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: философии, социологи, истории, педагогике, психологии. В философской литературе <опросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления 1 человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место Истемы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспек-м образования охватывают структуру и содержание деятельности йзличных социальных групп и институтов, которые выполняют Непитательные и обучающие функции и являются частью системы разования. Историческая проблематика образования охватывает новление и преобразование учебно-воспитательных институтов, ~"и, содержания и методов обучения и воспитания в различные дорические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обуче-" и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика иционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания 14, его средства и методы, способы их реализации на практике. Дметом педагогических исследований является также общее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: