Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы реЛ1 ная учению мотивация учащегося была как можно более гл и разносторонней

Заметим, что в значительной своей части мотивация у детей формируется до их поступления в школу. Однако и ное обучение может оказать на нее влияние, усиливая или ум< интерес к учению. О том, как это можно сделать в процессе об детей разного возраста, также пойдет речь в следующих учебника.

Развитость и гибкость учения как собственной познавай деятельности учащегося обсуждалась многими специалист возрастной и педагогической психологии, в частности Д. Б. ниным, В. В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным. Структура у деятельности, как и всякой другой, включает внешнюю и в*

' Понятия <релевантная> и <иррелевантная> соответственно обозначаК сящаяся к делу> и <не относящаяся к делу>.

1,о ориентировочную и исполнительную стороны, а также систему 1"дсгвий и операций - приемов, с помощью которых она осуществятся. Внешняя сторона учения как деятельности состоит изпрак-'цских действий учащихся с предметами, которые включены в ' '"рбный процесс в качестве его материальных средств, способст-щих научению: учебники, пособия, вспомогательные материалы, т, п. Внутренняя сторона учебной деятельности - это те умствен- действия и операции, которые выполняет учащийся в процессе учения. Она включает восприятие, запоминание, мысленную пере-ботку, воспроизведение материала и многое другое.

Ориентировочная сторона деятельности содержит внешние и утренние действия и операции, выполняемые учащимся с целью предварительного знакомства с составом усваиваемых знаний, уме-дцй и навыков, с целями и критериями научения. Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует сам процесс усвоения ' ц использования соответствующих знаний, умений и навыков. Внеш-? цяя, внутренняя, ориентировочная и исполнительская стороны учеб- '' ной деятельности осуществляются при помощи разнообразных учебный действий и операций. Их многообразие и гибкость есть важная 'характеристика развитости и изменчивости структуры учебной деятельности учащегося. Разнообразие средств учения выражается в способности учащегося самостоятельно пользоваться, а при необходимости создавать наглядные пособия и средства обучения самого себя.

До сих пор мы рассматривали учебную деятельность с позиций ее главных участников - учителя и учащегося - и обсуждали моменты, связанные с внутренним строением учебной деятельности. Теперь обратимся к анализу этой деятельности как процесса взаимодействия обучающего и обучаемого. С этой точки зрения учебную; деятельность можно разделить на фронтальную, индивидуальную, 1 непосредственную и опосредствованную, на деятельность, организуемую по типу общения и по типу сообщения. Как подвиды дея- тельности, строящейся по типу общения, выделяются, например, 'опрос, семинар и дискуссия.

Фронтальный способ организации учебной деятельности предполагает односторонний или двухсторонний процесс обмена информацией между преподавателем и аудиторией в целом. Односторонним "от процесс будет в том случае, если активную роль в нем играет "ько преподаватель (говорит, показывает, разъясняет и т. п.), Учащиеся лишь наблюдают и воспринимают предлагаемую им ин-ЧРмацию. Двухсторонним фронтальным учебный процесс становит- в том случае, когда активную роль в нем наряду с преподавате- начинает играть аудитория. Индивидуальной учебная деятель-"ь является тогда, когда в качестве обучаемых выступают один несколько учащихся, с которыми преподаватель работает пер- ально и поочередно. Такая деятельность также может быть [ оронней и двухсторонней. Посредственная учебная деятельность представляет собой

прямое взаимодействие, личный контакт преподавателя и уча1 без использования каких-либо пособий и технических среде> холящихся между учителем и учащимися и в определенной с., изолирующих их друг от друга. Опосредствованная учебная тельность сводится к взаимодействию учащихся не напрямую телем. а со средствами обучения и через них-с учащимися. подаватель в данном случае лично мало или совсем не кот рует с учащимися, оставляя за собой обязанность управлять ствами обучения.

Учебная деятельность, организуемая по типу сообщения,.' полагает только изложение определенных сведений, демонстд учащимся каких-либо знаний, умений и навыков. Общение п этого включает обсуждение материала преподавателем и уча ся, обмен информацией между ними. В свою очередь обмен 1 мацией, осуществляемый в ходе учебной деятельности, може обретать несколько различных форм: опрос, семинар и дио Опрос предполагает только постановку вопросов и получение ответов. Семинар включает обсуждение проблемы, рассчи на максимально полное, глубокое и разностороннее ее осве Дискуссия помимо сказанного требует выяснения истинное или иных мнений, суждений, оценок, связанных с темой, расе ваемой на занятии.

Обозначив основные формы организации учебной деятел как взаимодействия преподавателя и учащихся, проведем ид нительный анализ для выяснения достоинств и недостатков из них. Наиболее известным примером фронтальной формы на занятиях является лекция. Она полезна и даже незамен средство передачи учащимся значительного количества нщ сложной для них информации в течение ограниченного в1 Особенно эффективна лекция бывает на большой аудитории. представляет собой наиболее экономный (по времени и за1 способ научения. Однако для собственного интеллектуально вития учащихся данная форма организации учебной деяте. недостаточно эффективна. В процессе восприятия информа> редаваемой учителем, слабо задействованы собственная и.мышление учащихся, а в целом их познавательные проц.рают пассивную роль.;

Недостатки лекции компенсируются индивидуальной <(учебной работы, но и она не является панацеей от всех бед. 0 подаватель при индивидуальной-работе может охватить лиш<> ограниченное число учащихся. Для полноценной индивид работы требуется гораздо больше преподавателей, чем л<1 для ведения фронтальной работы. Здесь временные ц мате' ные затраты намного больше, чем при фронтальной работе.;

Свои достоинства и недостатки имеют непосредственная средствованная формы организации общения между прей телем и учащимися. Непосредственное общение обеспечивав мое влияние преподавателя как личности на личность уча

-244

Допускает научение через наблюдение и подражание образцу (ви-царное научение). Однако при так организованном взаимодействии между преподавателем и учащимися нередко возникают труднопреодолимые психологические барьеры, которые мешают и обучению - деятельности преподавателя, и учению - деятельности учащегося. Эти барьеры особенно трудно устранить тогда, когда лич-1 цые взаимоотношения преподавателя и учащегося в целом неблагоприятные. Опосредствованное взаимодействие устраняет эту проблему, но часто порождает другую - невозможность оказания преподавателем прямой помощи и личного влияния на обучаемого.

Опрос дает учителю возможность выяснить знания, определить степень усвоения учащимися учебного материала, но мало способствует активизации собственной творческой активности учащихся. Семинар позволяет это сделать, но зато требует значительных затрат времени и специальной подготовки. Благоприятные возможности для развития интеллекта учащихся, их умения общаться, понимать, выражать свою мысль, отстаивать собственную точку зрения предоставляет дискуссия. Но для того чтобы она прошла успешно, сами учащиеся должны иметь значительный запас знаний по обсуждаемой темей уметь вести дискуссию. При типичной нынешней традиционной организации учебного процесса в школе и при сравнительно низком уровне подготовленности как учащихся, так и учителей к ведению дискуссии данный метод в целом не дает должных результатов. Его можно рекомендовать лишь для наиболее подготовленной части учителей и детей.

Помимо фронтальных и индивидуальных иногда выделяют групповые формы организации и проведения учебных занятий. Здесь общение организуется в основном непосредственно между самими учащимися. Поскольку учение почти никогда не бывает сугубо индивидуальным процессом, поскольку учебники и пособия, которыми пользуются учащиеся при их самостоятельной работе, созданы людьми, которые через них косвенно вступают во взаимодействие с учащимися, есть смысл рассмотреть учение и под социально-психологическим углом зрения. Основные успехи в учении достигаются в результате межличностного взаимодействия его участников, поэтому одним из обязательных условий его эффективности становится познание учащимися самих себя и выработка навыков такого взаимодействия. Это позволяют сделать групповые формы организации занятий. Учебная деятельность подобного рода представляет собой прямое сотрудничество учителя и учащихся. Одн вариантов организации группового обучения предполагает леле-"че учащихся на группы по 3-5 человек в каждой на основе предварительной оценки их достижений в учении. Когда определенный териал по учебной программе уже пройден, между такими груп-эми организуется дискуссия, и та из групп, члены которой проявили я в дискуссии лучше других, получает поощрение (например, иде более высоких оценок). Достоинство такого метода заклю-тся в том, что каждый учащийся индивидуально выигрывает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: