Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива

В зависимости от степени благоприятности их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество - эЬ-о такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но л противоречия. Стороны, между которыми появляется такое противоречие, активно приступают к его устранению, к поиску совместного решения, которое бы полностью устроило всех, и не прекращают своих действий до тех пор, пока такое решение не будет найдено.

Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество - это прямая

Конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступат другой ни в чем.

В работе педагогических коллективов межличностные конфлиц ты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблаго приятно сказываются на качестве обучения и воспитания детей. Не обходимо отличать конфликты от 'противоречий и расхождений в взглядах педагогов, которые, напротив, нередко полезны для обучи ния и воспитания. При различных позициях учителей и воспитателей не касающихся принципиальных вопросов обучения и воспитании дети получают возможность ознакомиться с разными точками зрен и сталкиваются с необходимостью выбирать, принимая самостоятел ные решения, что положительно сказывается на их интеллектуал ном и личностном развитии. Стратегическая задача руководит педагогического коллектива в управлении существующими в отношениями заключается не в том, чтобы добиться абсолюте единства мнений учителей и воспитателей во всем, а чтобы имеюц ся у них расхождения в точках зрения не доводились до конфл> тов. '

Конфликты можно разделить на две основные группы: делов-и личностные..Первые возникают на почве несовпадения мнени поступков членов коллектива при решении ими проблем делой характера, а вторые - на основе противоречий в личностных ий ресах. Деловые конфликты могут возникать, например, по поводу совпадения взглядов на режим работы, загрузку, методы препв вания-и обучения, по разным другим причинам, связанным с соЗ жанием и условиями профессиональной деятельности. Личносл конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг др реальной или кажущейся несправедливости в оценке их деист результатов работы и т. п.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и и> в основе одну"из следующих психологических причин:

- недостаточно хорошее знание человека;, - неправильное понимание его намерений;

- неверное представление о том, что он на самом деле ду> - ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступ - неточная оценка отношения данного человека к друг Возникновение любой из этих причин, любого их сочет> приводит на практике к унижению достоинства человека, под дает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, котора свою очередь, вызывает такую же реакцию невольного обидчика, чем ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осозя причины взаимно неприязненного поведения. Такова типичная ДН мика развития конфликтной ситуации с ее психологической стОрв обычно заводящая нормальные человеческие отношения в тупя которого люди не в состоянии самостоятельно в.ыйти, так как дый из участников полагает, что сам он не является причиноЙ-1 никшей конфликтной ситуации. Складывается своеобразный ПС ный круг, выбраться из которого можно только единственным"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: