Ассоцианизм и эмпиризм

Начинается противостояние идеям Декарта, согласно которым, большая часть идей носит врожденный характер. На арене появляются учения эмпириков. Эмпиризм – это философская позиция, объявляющая единственным источником познания наблюдение за природой, эмпирический опыт.

Противником учения Декарта о двух субстанциях явился английский философ-материалист Томас Гоббс (и ассоциация как главное понятие психологии). В своем учении он полностью отвергает душу как особую сущность. Он утверждал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые живут по законам механики. Под них же он подводил и все психические явления. Последовательность выстроенных им связей, которая впоследствии получила имя ассоциаций, выглядела следующим образом: воздействие материальных вещей на организм – появление ощущений – формирование представлений – и следом цепочка мыслей, следующая в таком порядке, в котором поступали ощущения. Т.о, ассоциации во времена Гоббса, Лейбница и Спинозы были одним из основных психических процессов, однако это низшие формы познания. К высшим были отнесены мышление и воля.

В своем учении основной упор он делает на важности тела, а свойственные явления сознания относит не на счет души, а на счет проявления движений тела. Т.е., сознание – это параллельно возникающее с движениями явление. А ощущения – это также проявление движений в наших органах чувств. Его причиной является также внешнее тело, которое опосредованно или непосредственно давит на орган. Дальнейшее продвижение давления берут на себя нервы мозга и сердце. Например, удовольствие – это проявление движения в сердце.

Он пытается ответить на вопрос, какие именно телесные движения. Объяснить сам Гоббс этого не может. Поэтому определяет психику человека как тень реальных материальных процессов. И вся психика сводится у него к образам. Он утверждает, что все представления суть движения внутри человека, этот остатки движения.

Общие представления обозначаются словами, соединение и разъединение которых составляют суждения. Поэтому язык и речь он выделяет как специфические особенности человека. При помощи речи человек регистрирует то, что открывает путем размышления и сообщает другому.

Его учение о способностях начинается с доказательства, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом (т.н. идея равенства способностей всех людей). Природа создала всех равными в отношении умственных и физических способностей. Все дается всем изначально, а дальше дело рук самого человека, приобретет он нечто другое. Приумножит ли имеющееся. Для этого он должен быть трудолюбив, развиваться, быть дисциплинированным. У него есть такое понятие «благоприобретенный ум», т.е. ум формирующийся путем систематического обучения наукам.

Тем не менее он считает, что в уме есть некоторый компонент, по которому все люди существенно отличаются друг от друга. Это активность, инициативность и противоположные им свойства – пассивность и индифферентность. Хотя сегодня мы их не относим к компонентам ума.

Личностью, согласно его взглядам, является тот, чьи слова и действия рассматриваются окружающими, как его собственные. Во всем остальном доминирует картина механического сплетения содержания (это сознание). Эта детерминанта механики не позволяет психологии быть субъективной, личностной.

Считается, что Гоббс разрабатывал вопросы, которые сегодня было бы правомерно отнести в политической психологии, психологии управления. Это просматривается в его концепции двух состояний во взаимоотношениях людей:

  • естественное состояние – это состояние анархии и взаимной вражды, где люди стремятся к собственной выгоде, пользе, ради чего вынуждены всем остальным приносить вред. Так называемая «война против всех». Выход здесь должен подсказать разум: чтобы люди начали искать пути и условия для создания мира, на основе которого можно прийти к соглашению. И тогда они создадут государство, в котором будет общество во главе разума, изысканности, знания, мира и безопасности.
  • Общественное состояние, когда продолжают действовать естественные законы, но уже в модифицированном виде, что позволяет стать человеку социальным существом. Здесь создается язык и система знаков, для того, чтобы можно было договориться. Он подводит к выводу, что люди формируют себя своей деятельностью, и что ту или иную форму государства создает человеческая мысль.

Целью исследователя-ассоциониста Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «О пользовании разумом», «Мысли о воспитании») стало происхождение достоверности и объема человеческого познания. Он критикует теорию врожденных идей Р.Декарта. Душу рассматривает как некую пассивную, не имеющую врожденных идей, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской или пустой комнатой, в которой ничего нет. Источником знания признает опыт как индивидуальную историю жизни человека. Опыт имеет два источника. Первый – ощущение. Его объектом являются природа, внешние материальные вещи, органом – внешнее чувство (зрение, слух и пр.), продуктом – идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, холодного, горячего, мягкого, твердого, сладкого, горького и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами».

Второй источник – рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объекты – идеи, орган – способности, восприятие, мышление, сомнение вера, рассуждение и другие деятельности нашего ума, а продуктом – идеи другого рода, которые мы не можем получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает нам знания о самих нас.

Т.о., ощущение – все равно начало познания, Гоббс говорил: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Локк пытается данный тезис доказать материалистически. И идеи соответственно человек начинает получать вместе с ощущениями.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные, а правят ими законы ассоциации. Простые – это одно представление или восприятие в уме, не дробящееся. Это элементы знания. Они первичны. Сложные идеи вторичны и производны от простых. Идеи живут в душе и им соответствуют качества в вещах. Качества могут быть первичными, вторичными.

Первичные – это реальные, неотделимые качества. Порождаемые ими простые идеи – плотности, протяженности, формы и др. Вторичные – это цвет, запах, звук, которые в вещах не находятся, но существуют. Такое деление качеств содержит в себе идею идеалистического отрыва ощущения от объекта. Сложные идеи образуются умом произвольно в процессе следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Обобщение, по Локку, состоит из следующих операций:

  1. Сначала эмпирически выделяются все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.
  2. Они, в свою очередь, расчленяются на составляющие их свойства.
  3. Затем сравниваются по этим свойствам.
  4. Выделяются идеи, которые не повторяются в объектах и отбрасываются (абстрагирование).
  5. Выделяются те, которые повторяются во всех объектах.

6. Их суммируют. Данная совокупность и есть искомая сложная идея, которая обозначается словом.

Из этого следует, что возможно только эмпирическое теория обобщения, отказано теоретическому обобщению. Механизмом образования сложных идей он назвал ассоциацию. Он ввел термин «ассоциация идей». По Локку, ассоциация есть неверное, не отвечающее естественному соединению идей. Т.е. идеи не родственные, а в умах людей они соединяются и разделить их достаточно сложно. Примером являются симпатии, антипатии. Приобретается это в силу воспитания, привычки, может со временем разрушаться. Задача воспитания в тос и заключается, чтобы у детей не образовывались нежелательные связи сознания.

По Локку, сознание – это обязательный признак душевных явлений: «есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Именно от этого отталкивалась новая психология, замещая предмет своего исследования. Сознание - это некоторая духовная сила, которая объединяет все наличные переживания, формирует из этого личность. Определение личности он дает следующее: «личность – это разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию, и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».

Когда воспроизводятся простые идеи – разум пассивен, он может их не принимать, вычеркивать и создавать новые. Внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. Как только человек начинает быть активным в таком познании, он отходит от адекватного познания объекта. На сегодняшний день исследованиями доказана, что такая натуралистическая установка на предметно-ориентированное познание не верна.

В дальнейшем на его положениях развивалась ассоциативная психология, поэтому его часто называют ее отцом. Локковские простые идеи являлись подобием неделимых частей материи (атомов), образующих физическую природу, поэтому его теорию называли «ньютоновским космосом в миниатюре».

Т.о., объяснение психических явлений через устройство физического мира и его законы детерминировало концепции следующих десятилетий. Хоть схема «машины тела» являлась умозрительной, не проверенной опытом, именно это с дальнейшим добавлением рационального объяснения определит последующий естественнонаучный подход. Порождение интереса к телесному устройству, которые во многом были скудными или фантастическими. А получить его с помощью предложенных теорий не реально (почерпнуть во внутреннем опыте наблюдающего за собой сознания невозможно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: