Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia — мудрость).

Впервые этот термин был употреблен древнегре­ческим философом Пифагором в V в. до н.э.

Специфику фило­софии как особого способа духовного освоения мира, можно выразить в вопросах, сформулированных И.Кантом:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное, на суверенность сознания отдельного человека – главного субъекта философствования. Как отмечал русский философ В.С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания».

1. Причины возникновения философии.

Ответить на этот вопрос значит не просто дать ответ на во­просы: из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему по­требность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в раз­личные исторические эпохи.

По вопросу об источниках возник­новения философии существуют три основные концепции в ис­тории философии:

* Перваямифогенная — считает единствен­ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г. В. Ф. Гегель и А. Ф. Лосев.

Гегель не проводил различия между мифом и рели­гией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разум­ной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объек­тивно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме.

Л. Ф. Лосев, на­против, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия. Основой мифа или «живого, одушевленного и, в конце концов, антропоморфного понимания бытия» является абсолютизация родовой жизни. Философия и возникает как попытка разгадать тайну вы­сшей объективности нерелигиозного мифа.

* Вторая концепциясциентистская — рассматривает в каче­стве единственного источника происхождения философии предфилософское, конкретное, научное знание. Систематизация это­го знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

* Согласно третьейгносеомифогенной — концепции про­исхождения философии тремя источниками философского зна­ния являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражаю­щая обыденный нравственный опыт. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и от­ношения в узкой области специального знания, на все мироздание.

* Некоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. Философия как новая форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в ответ на потребность критически оце­нить подлинное достоинство человека в мире. Философское знание является в первую очередь эти­чески понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.

Впервые этот акт свободного выбора осуществился одновре­менно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности — Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Правда, до конца XVIII в. большинство философов были европоцентристами и считали, что философия является отличитель­ной чертой исключительно западной культуры и возникает только в Древней Греции. Так, например, Г. В. Ф. Гегель отка­зывал китайской философии в праве на существование, аргу­ментируя свое мнение образностью, алогичностью и ассоциа­тивностью восприятия мира, присущего китайским мудрецам. Лишь с середины XIX в. появляются концепции, отстаивающие наличие философии на Востоке.

С точки зрения К. Ясперса (1883— 1969), философия возникает одновременно в трех неза­висимых друг от друга регионах — Китае, Индии и Греции в «осевое время» — VIII—II вв. до н. э. Центром этой оси явля­ется V в, до н. э. - период, когда в Китае жили Jlao-цзы и Кон­фуций, в Индии — Будда, в Греции — Парменид, Гераклит, Пла­тон. Новизна «осевого времени» в этих культурах состоит в том, что «человек осознает бытие в целом, самою себя и свои гра­ницы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели... Все это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мыш­ление». Началась борьба рационально проверенного опыта против мифа. Человек не просто может теперь внутренне противопоставить себя миру, но и открывает в себе истоки, позво­ляющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Философы претендует на роль наставников и учителей полити­ческой и социальной жизни. Этому духовному скачку человече­ства соответствовало определенное социальное устройство — су­ществование множества мелких государств, их постоянное об­щение друг с другом. Правда, конкретный тип социального устройства, статус научного знания, развитые формы мифологии существенно различались в указанных трех регионах, что во многом определило своеобразие и различия древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: