XIX-XX вв

Постклассическая философия XIX века — этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий совре­менной философии.

Одной из основных характеристик этого периода филосо­фии стал иррационализм — представление о том, что решаю­щий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма — А. Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф. Ницше и др.

Другое влиятельное философское направление данного пе­риода — позитивизм: источником подлинного (положительно­го), «позитивного» знания служат отдельные конкретные (эмпи­рические) науки.

Философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель позитивизма — Огюст Конт. Позитивизм выразил стремление усилить эмпирико-научный аспект философии вплоть до растворения ее в «позитивных» науках.

Собственно философский предмет и метод исследования позитивисты подменили конкретно-научным. Они отрицали весь предшествующий период развития философии и сводили ее к конкретным наукам. Вообще позитивизм возник как негативная реакция на гегелевскую философию, с ее спекулятивностью, от­рывом от фактической реальности.

К иррационализму по идейному содержанию близка философия жизни — философское направление конца Х1Х-начала XX века. Основное понятие и предмет философии это направле­ние видело в понятии «жизнь».

Жизнь — это органическая целостность и творческая дина­мика бытия. Представителями данного философского направ­ления являются Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер. Жизнь находится в процессе непрерывного ста­новления. Ее нельзя познать рациональными, односторонними методами науки. Жизнь для человека — предмет переживания. Неуправляемость жизни не становится фактором пассивности человека. Он стремится выйти за границы своего бытия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой.

ê Артур Шопенгауэр (1788-1860) — немецкий философ. Один из первых представителей иррационализма.

Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая неза­висима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неот­делимо от телесного существа, а именно — человека. Она пред­ставляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

Особенность его учения — волюнтаризм. Воля — это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».

Интересы воли — это практические интересы, в удовлетво­рении этих интересов и состоит цель науки. Совершенным по­знанием выступает созерцание, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к практике. Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию.

Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходи­мости. Воля, являясь «вещью в себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется зако­ну достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира.

Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание — это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье — это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.

Страдание — это постоянная форма проявления жизни, че­ловек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.

Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэ­ра существующий мир — «наихудший из возможных».

Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме. Шо­пенгауэр был сторонником полицейского государства, приме­няющего насилие.

ê Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский философ, предшественник экзистенциализма.

Основная позиция философии Кьеркегора — абсолютная сво­бода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимо­стей: от природных связей, общественных влияний и других от­ношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может об­рести ту индивидуальность, которая определяет его как личность.

Свобода — это свобода решения выбора «или — или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу» (то есть Бога). Кьеркегор выдвигает свою, качественную, диа­лектику, которая должна учитывать лишь качественные неисчисляемые и невыразимые предпосылки, так как они являются интимно-личностными переживаниями. К ним, прежде всего, относится страх как начальная характеристика бытия, противо­поставляемая свободе.

Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он — интимнейшее переживание и является истинным существованием личности. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разде­лить с другими.

Качественная диалектика рассматривает основой личности иррациональное содержание, определяемое через отношение личности к Богу. По Кьеркегору, на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет забо­той о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.

На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудо­влетворенности отказывается от дальнейшего познания и обре­тения истины своего существования, достигая тем самым цель­ности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние прихо­дит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит челове­ка к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности.

ê Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) рассматривается как предте­ча философии жизни. Центральной для него является проблема воли.

Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к власти» у Ницше — это, прежде всего, вопрос о значимо­сти любого из явлений общественной жизни. «Воля к власти» — это основа права сильного. Подрывают волю к власти доминиро­вание интеллекта, мораль, проповедующая любовь к ближнему, социализм, декларирующий равенство между людьми.

В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она явля­ется послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» классификации наук. Он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, а полагал, что принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Считал, что все науки объединяет глубокая внутрен­няя связь.

Он придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теоло­гическую, на которой люди объясняют все явления, исходя из религии, посредством действия сверхъестественных сил; мета­физическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин; позитивную, на которой все яв­ления объясняются научным образом, с позиций позитивизма. Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества. Метафизические проблемы, то есть вопро­сы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса — это прогресс знаний.

Идеи позитивизма получили широкую популярность между естествоиспытателями XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: