«Термин «Люди писания (Книги)», или Ахлуль-Китаб упоминается в Коране 24 раза, ссылаясь, в частности, на христиан и иудеев» – сообщает нам великий мыслитель современности из Турции Фетхуллах Гюлен. - Так начинается его статья «Фетхуллах Гюлен и «Люди писания»: призыв из Турции к межрелигиозному диалогу» на его же сайте https://ru.fgulen.com/content/view/2199/16/.
«Лю́ди Писа́ния (араб. اهل الكتاب, Ахль аль-Китаб) в исламе — немусульмане, сообразующие свою жизнь с божественным откровением, изложенном в священных книгах. Они не считаются язычниками и не могут преследоваться за свою веру – так определяет «Людей писания» Википедия» — свободная энциклопедия в Интернете.
«Коран называет христиан и иудеев "людьми Писания" и сообщает мусульманам, что последователи обеих конфессий исповедуют Божественные Писания, ниспосланные им Всевышним Господом, Аллахом. Отношение Ислама к людям Писания в высшей степени уважительно и дружественно. – Таково мнение всемирно известного теолога из Турции Харун Яхьи, изложенное в работе «Единение Ислама и Людей Писания». https://www.harunyahya.ru/article_people_of_the_book_the_muslims.php
|
|
Такого же мнения придерживаются известные комментаторы Корана:
«… Так поступали люди Писания, следовавшие своим раввинам и священникам, которые разрешали или запрещали им вещи, о чем не было сказано в Откровении. Если же кто-то следует "божественному" закону, который Аллах не посылал, то он делает его своим господином» (Аль-Манар)[16]».
«В Коране неоднократно упоминается, что народ Писания - иудеи и христиане - имеет точное знание о Коране и посланнике Мухаммаде (Да благословит его Аллах и приветствует!) (Кутб)[17]».
«Их аргументом был следующий: в Коране говорится, что Иса (мир ему) (мир ему!) был простым человеком - все-таки христиане, которые в том же Коране описываются как "обладатели Писания" ("ахл-аль- китаб"), смотрят на него как на "божественного". Не дает ли это нам еще больше права поклоняться ангелам, которые, несомненно, выше людских существ? - Ошибка, содержащаяся в этом аргументе", вскрывается в следующих аятах (Асад)[18]».
Однако те, кто имеет Писание (будь то иудеи или христиане), знают о всемогуществе Аллаха и о той большой власти, которую Он вручает ангелам, Своим слугам, и поэтому признают это число (Кутб)[19].
Из приведенных цитат мы можем сделать выводы, что всеми известными комментаторами:
- под Людьми Писания в Исламе понимаются иудеи и христиане;
- понятия «Люди Писания», «те, кто имеет Писание» и «обладатели Писания» считаются эквивалентными.
- люди Писания характеризуются как придерживающиеся божественных Писаний и сообразующие с ними свою жизнь, то есть как люди верующие.
|
|
Таким образом, у читателя возникает впечатление, что иудеи и христиане – это люди, которые, в общем-то, ведут достаточно праведный образ жизни, сообразуя его с требованиями Священных Писаний, полученных от Всевышнего. Но такое мнение входит в жесткое противоречие с рядом аятов Корана, которые характеризуют иудеев и христиан не самым лучшим образом. Например, аяты 9:30 – 9:32 не оставляют сомнений в том, что в глазах Аллаха и иудеи и христиане выглядеть благочестивыми никак не могут:
А иудеи говорят: «Узайр - сын Аллаха", а христиане говорят:
"Мессия - Сын Аллаха". Это их слова в их устах. Они похожи
на слова тех, которые не веровали раньше. "Да поразит
их Аллах!" Как они лживы! (9:30)
Они взяли своих книжников и монахов за господ вместо Аллаха
а также Мессию, сына Марйам. А им было повелено только
поклоняться Единому Аллаху, кроме которого нет бога. Он
превыше всего, что они Ему придают(9:31).
Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах хочет
завершить Свой свет, хотя он ненавистен неверным (9:32).
Тут и придание Богу сотоварищей в лице Узайра и Исы, а также книжников и монахов. Тут и попытки «погасить свет Аллаха». В ряде аятов мы находим предъявление ими обвинений Аллаху в скупости, намеренное искажение текстов священных Писаний, сокрытие знамений Всевышнего:
А среди них есть такие, которые своими языками искажают Писание,
чтобы вы сочли это искаженное писание за Писание истинное, хотя
оно и не писание, и говорят: "Это - от Аллаха", а это - не от Аллаха,
и говорят они на Аллаха ложь, зная это (3:78).
В этих условиях надо быть очень большим оптимистом, чтобы причислить иудеев и христиан к числу тех, кто сообразует свою жизнь со священными Писаниями и попытаться как-то увязать это со следующими аятами, что представляется практически нереальным:
Если бы имеющие Писание уверовали и боялись бы Аллаха, то Мы
простили бы им согрешения и дали бы войти в сады милости (5:65);
Если бы только они исполняли Тору и Евангелие и то, что ниспослано
им от их Господа, они бы со всех сторон получали добро. Есть среди
них община, соблюдающая умеренность, но скверно, что делают
многие из них (5:66)
Саид Кутб тоже поддерживает наши сомнения: «Аллах для иудеев и христиан использует в Коране обращение "О, обладатели Писания!", поскольку они как обладатели Писания с самого начала знали, что эта религия - Истина, и поэтому они должны были уверовать в последнее Писание Аллаха (Коран), но они отказались. При этом Истина отрицается не из-за недостатка познания или ясных доказательств, а вследствие низких побуждений наподобие корыстолюбия и зависти[20]».
Вызывает недоумение и аят 4:55, из которого следует, что среди людей Писания есть и уверовавшие, и будущие обитатели адского огня:
И из них были те, которые уверовали в него, и из них были те,
которые отклонились от него. И им довольно адского огня!
В общем, как и в вопросе с понятием «иудеи» в предыдущей главе, получается полная несуразица. Дополнительную путаницу вносит Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде, который причисляет к людям Писания сабиев и зороастрийцев:
«Ахль аль-Китаб - «люди писания». Последователи Иудаизма и Христианства, а также сабии, которые считают имеющиеся у них книги Тауру, Забур и Инджил Божественными Писаниями. Некоторые считают «людьми писания» и зороастрийцев. Этим термином всех их отделяют от язычников…»
Очевидно, что поводом для причисления сабиев и зороастрийцев наряду с иудеями и христианами к людям Писания является аят 22:17, поскольку о зороастрийцах в Коране больше нигде не говорится:
|
|
Поистине, те, кто верует - иудеи, и сабейцы, и христиане, и зороастрийцы, и те, кто придает Аллаху других богов - поистине, Аллах решит о них в День Воскресения. Поистине, Аллах Свидетель о всех вещах. [21]
Из данного перевода следует, что все названные группы относятся Кораном к числу верующих, но в переводах Османова и Кулиева смысл содержится прямо противоположный:
Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших
с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и
многобожниками. Поистине, Аллаху ведомо все сущее.
Согласно этому переводу, верующими их никак не назовешь, с чем согласен также А. Али-заде (Исламский энциклопедический словарь):
«Ахль аль-Китаб в Коране и Сунне подвергаются осуждению со стороны Аллаха за неприятие ими последнего пророка Мохьаммада (с.а.с.), отход от принципов строгого монотеизма, искажение ими своих священных книг, отступление от истинной веры и т.д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не являются».
Все вышеизложенное показывает, что из всех групп людей, упоминаемых в Коране, исламские богословы единодушны в том, что к людям Писания не относятся только истинные последователи пророка Мохьаммада (с.а.с) – мусульмане. Язычников мы не касаемся, поскольку они не имеют отношения к Слову Божьему в принципе.
Однако даже это их единодушное мнение находится в прямом противоречии с Кораном, поскольку из следующих аятов видно, что люди неодинаковы. Среди них есть как праведники - мусульмане, так и неверные:
Обладатели Писания не одинаковы, - среди них есть община стойкая:
они читают аяты Аллаха в часы ночи, совершая молитву (3:113).
Они веруют в Аллаха и Судный День, приказывают одобряемое
и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом
в совершении благого; они – праведники (3:114)
Действительно, среди обладателей Писания есть такие, что веруют в
Аллаха и в то, что ниспослано вам и что ниспослано им, смиряясь пред
Аллахом; они не продают знамения Аллаха за малую цену. Эти - для них
награда их у их Господа. Поистине, Аллах быстр в расчете! (3:199)
|
|
Последний аят опровергает мнение А. Али-заде о том, что все люди Писания не приемлют пророка Мохьаммада (с.а.с.) и отходят от принципов монотеизма. О наличии среди них неверных сообщается во второй и девятой и 98-й сурах:
Не хотели бы те из обладателей Писания и многобожников,
которые не веруют, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего
Господа, а Аллах избирает Своим милосердием, кого пожелает:
ведь Аллах - Обладатель великой милости! (2:105).
Сражайтесь с теми из людей Писания; кто не верует в Аллаха
и в Судный День и кто не запрещает то, что запретил Аллах и
Его посланник, и не следует истинной религии, пока не будут
платить джизйу добровольно и не подчинятся (9:29).
Те, которые не веровали из людей Писания и многобожников,
не отвернулись (от неверия), пока не пришло к ним ясное
знамение - посланник от Аллаха, который читает
очищенные от лжи свитки (98:1).
Таким образом, по признаку принадлежности к истинной вере люди Писания идентифицированы быть не могут. Уже по одной этой причине существующее их определение как иудеев и христиан следует считать неверным.
Для дальнейшего анализа нам необходимо разобраться с определением понятия «Писание». В обычном нашем понимании священными Писаниями являются Тора, Евангелие и Коран. Но, исходя из того, что исламские ученые называют людьми Писания только иудеев и христиан, - последователей Торы и Евангелия - назревает вывод, что Коран под определение «Писание» не подпадает. Но так ли это? Конечно же, нет. Это бесспорно доказывается многими аятами, в которых Всевышний обращается к Мохьаммаду (с.а.с.):
Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание; в нем есть ясно
изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты
требуют толкования (и другие сходные по смыслу)… (3:7);
Это есть Писание, ниспосланное тебе. Ты не должен недоумевать
о нем, а должен им учить и вразумлять верующих (7:2).
Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе Писание,
которое читается им; поистине, в этом - милость
и напоминание для народа, который верует! (29:51).
Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы подумали
над его словами и запомнили его обладатели рассудка (38:29);
Мы ниспослали тебе Писание во истине; поклоняйся
же Аллаху, очищая пред Ним веру! (39:2).
Следующие два аята однозначно указывают на то, что Коран, Тора и Евангелия есть одно и то же Писание:
О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника,
и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание,
которое Он ниспослал раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов,
и Его Писания, и Его посланников, и в Судный День, тот впал в
глубокое заблуждение (4:136)
О, люди Писания! Наш посланник пришел к вам, чтобы открыть
многое из того, что скрыли вы из Писания, и он многое обошел
молчанием. К вам от Аллаха пришел свет и ясное Писание (5:15).
Из ряда других аятов мы понимаем, что Тора и Евангелие являются не столько собственно Писаниями, сколько частями более полного Писания, которым опять же назван Коран:
Ниспослал Он тебе Писание в Истине, подтверждая
истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он
Тору и Евангелие раньше в руководство для людей (3:3).
Разве ты не видел тех, которым была дана лишь часть Писания?
Их призывают к Писанию Аллаха, чтобы оно их рассудило;
потом некоторые из них отворачиваются, отвратившись (3:23).
Это - потому, что они говорили: "Никогда не коснется
нас огонь, разве что на исчисленные дни... И обольстило
их в их религии то, что они измышляли (3:24).
Разве ты не видел, что те, которым дарована часть
Писания, покупают заблуждение и хотят, чтобы вы
сбились с пути истины? (4:44).
Разве ты не видел тех, которым дарована часть Писания, они
веруют в Джибта и Тагута и говорят тем, которые не
уверовали: "Вы на более верном пути, чем верующие?" (4:51).
Мы ниспослали тебе Писание с Истиной, подтверждающее истину того,
что было в Писании прежде этого, и охраняющее его. Так суди их по тому,
что ниспослал тебе Аллах, и не следуй их желаниям, поскольку Истина
пришла к тебе. Каждому из вас Мы указали закон и дорогу. Если бы Аллах
захотел, Он сделал бы вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем,
что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху
вы все возвратитесь, и Он укажет вам, о чем вы спорите между собой (5:48).
Само собой разумеется, что несправедливо считать людьми Писания получателей части Писания и отказывать в этом тем, кто является обладателем всего Писания. Это означает, что истинные последователи Мохьаммада (с.а.с.) и всех предыдущих пророков, которых мы называем мусульманами, не могут быть исключены из числа людей Писания. Таким образом, существующее определение людей Писания как иудеев, христиан, и сабиев без причисления к ним мусульман, следует считать неверным.
Если людей Писания невозможно идентифицировать по признакам веры, то остается вариант принадлежности к тому или иному народу. Именно это направление позволяет нам прийти к искомому результату, поскольку на него прямо указывает 3:187:
И вот взял Аллах с тех, кому даровал Писание, завет:
"Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать".
Но они бросили это за свои спины и получили за это
малую цену. Скверно же то, что они получают!
Совершенно естественно, что людьми Писания следует называть тех, кому оно даровано, а даровано оно тем, с кого взят завет. На тех, с кого взят завет, указывают несколько схожих аятов Корана, мы приведем только один:
О, сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я
оказал вам, и верно соблюдайте Мой Завет, тогда и Я
буду соблюдать Завет с вами. Меня страшитесь (2:40).
Всевышний заключил Завет с пророком Ибрахимом (мир ему). Этот завет распространялся на его потомков по обеим ветвям – как от Исхака, так и от Исмаила (мир им). Завет был обновлен во время получения Мусой (мир ему) скрижалей с Таурой (Торой). Именно об этом повествует нам аят 2:40. Сыны Исраила – вот, кто «скрывается» в Коране под именем «люди Писания». Достоверность нашего вывода подтверждается целым рядом аятов:
И даровали Мы ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба, и устроили в
потомстве его пророчество и Писание, и дали ему его награду
в мире, а ведь в последней он, конечно, из праведных. 29:27
Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от
Своей щедрости? Ведь Мы даровали роду Ибрахима Писание
и мудрость и даровали им великую власть. 4:54
Среди сынов Исраила были и верные и неверные, среди них были и иудеи, и христиане, и сабии:
Мы посылали Нуха и Ибрахима и в потомках их установили
пророчество и Писание. Некоторые из них шли прямым путем,
но многие из них были нечестивыми 57:26
Только в среде сынов Исраила могли появляться священные Писания и великие пророки, в чем читатель сможет убедиться из последующих глав. Только сыны Исраила по всем «параметрам» соответствуют определению «люди Писания». Поэтому, уважаемые читатели, отныне, изучая тексты Священного Корана, следует иметь в виду, что понятия «Сыны Исраила» и «Люди Писания» являются тождественными.
Необходимо четко уяснить и то, что нынешние иудеи и христиане имеют мало общего со своими кораническими предшественниками. Они в своем абсолютном большинстве не относятся к потомкам пророка Ибрахима (мир ему), не являются людьми Писания, а потому и их пища, и их женщины дозволенными для верующих не являются:
Отныне разрешается вам в пищу добрая (и чистая) снедь. И пища тех,
которым дано Писание, разрешается для вас, и ваша пища разрешается
для них. Разрешается вам брак с целомудренными из верующих женщин
и с целомудренными женщинами из тех, которым прежде вас дано Писание,
когда дадите им утренний дар и будете (стремиться) к целомудрию, не к распутству, не беря их в любовницы. Кто отвергнет веру, того дела будут
тщетны, в будущей жизни он будет в смысле потерпевших убыток (5:5).
Да простит нас Всевышний за наши заблуждения!