Глава 3. Люди Писания

«Термин «Люди писания (Книги)», или Ахлуль-Китаб упоминается в Коране 24 раза, ссылаясь, в частности, на христиан и иудеев» – сообщает нам великий мыслитель современности из Турции Фетхуллах Гюлен. - Так начинается его статья «Фетхуллах Гюлен и «Люди писания»: призыв из Турции к межрелигиозному диалогу» на его же сайте https://ru.fgulen.com/content/view/2199/16/.

«Лю́ди Писа́ния (араб. اهل الكتاب‎‎, Ахль аль-Китаб) в исламе — немусульмане, сообразующие свою жизнь с божественным откровением, изложенном в священных книгах. Они не считаются язычниками и не могут преследоваться за свою веру – так определяет «Людей писания» Википедия» — свободная энциклопедия в Интернете.

«Коран называет христиан и иудеев "людьми Писания" и сообщает мусульманам, что последователи обеих конфессий исповедуют Божественные Писания, ниспосланные им Всевышним Господом, Аллахом. Отношение Ислама к людям Писания в высшей степени уважительно и дружественно. – Таково мнение всемирно известного теолога из Турции Харун Яхьи, изложенное в работе «Единение Ислама и Людей Писания». https://www.harunyahya.ru/article_people_of_the_book_the_muslims.php

Такого же мнения придерживаются известные комментаторы Корана:

«… Так поступали люди Писания, следовавшие своим раввинам и священникам, которые разрешали или запрещали им вещи, о чем не было сказано в Откровении. Если же кто-то следует "божественному" закону, который Аллах не посылал, то он делает его своим господином» (Аль-Манар)[16]».

«В Коране неоднократно упоминается, что народ Писания - иудеи и христиане - имеет точное знание о Коране и посланнике Мухаммаде (Да благословит его Аллах и приветствует!) (Кутб)[17]».

«Их аргументом был следующий: в Коране говорится, что Иса (мир ему) (мир ему!) был простым человеком - все-таки христиане, которые в том же Коране описываются как "обладатели Писания" ("ахл-аль- китаб"), смотрят на него как на "божественного". Не дает ли это нам еще больше права поклоняться ангелам, которые, несомненно, выше людских существ? - Ошибка, содержащаяся в этом аргументе", вскрывается в следующих аятах (Асад)[18]».

Однако те, кто имеет Писание (будь то иудеи или христиане), знают о всемогуществе Аллаха и о той большой власти, которую Он вручает ангелам, Своим слугам, и поэтому признают это число (Кутб)[19].

Из приведенных цитат мы можем сделать выводы, что всеми известными комментаторами:

- под Людьми Писания в Исламе понимаются иудеи и христиане;

- понятия «Люди Писания», «те, кто имеет Писание» и «обладатели Писания» считаются эквивалентными.

- люди Писания характеризуются как придерживающиеся божественных Писаний и сообразующие с ними свою жизнь, то есть как люди верующие.

Таким образом, у читателя возникает впечатление, что иудеи и христиане – это люди, которые, в общем-то, ведут достаточно праведный образ жизни, сообразуя его с требованиями Священных Писаний, полученных от Всевышнего. Но такое мнение входит в жесткое противоречие с рядом аятов Корана, которые характеризуют иудеев и христиан не самым лучшим образом. Например, аяты 9:30 – 9:32 не оставляют сомнений в том, что в глазах Аллаха и иудеи и христиане выглядеть благочестивыми никак не могут:

А иудеи говорят: «Узайр - сын Аллаха", а христиане говорят:

"Мессия - Сын Аллаха". Это их слова в их устах. Они похожи

на слова тех, которые не веровали раньше. "Да поразит

их Аллах!" Как они лживы! (9:30)

Они взяли своих книжников и монахов за господ вместо Аллаха

а также Мессию, сына Марйам. А им было повелено только

поклоняться Единому Аллаху, кроме которого нет бога. Он

превыше всего, что они Ему придают(9:31).

Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах хочет

завершить Свой свет, хотя он ненавистен неверным (9:32).

Тут и придание Богу сотоварищей в лице Узайра и Исы, а также книжников и монахов. Тут и попытки «погасить свет Аллаха». В ряде аятов мы находим предъявление ими обвинений Аллаху в скупости, намеренное искажение текстов священных Писаний, сокрытие знамений Всевышнего:

А среди них есть такие, кото­рые своими языками искажают Писание,

чтобы вы сочли это искаженное писание за Писа­ние истинное, хотя

оно и не писание, и гово­рят: "Это - от Аллаха", а это - не от Аллаха,

и говорят они на Ал­лаха ложь, зная это (3:78).

В этих условиях надо быть очень большим оптимистом, чтобы причислить иудеев и христиан к числу тех, кто сообразует свою жизнь со священными Писаниями и попытаться как-то увязать это со следующими аятами, что представляется практически нереальным:

Если бы имеющие Писание уверовали и боялись бы Аллаха, то Мы

простили бы им согрешения и дали бы войти в сады милости (5:65);

Если бы только они исполняли Тору и Евангелие и то, что ниспослано

им от их Господа, они бы со всех сторон получали добро. Есть среди

них община, соблюдающая умеренность, но скверно, что делают

многие из них (5:66)

Саид Кутб тоже поддерживает наши сомнения: «Аллах для иудеев и христиан использует в Коране обращение "О, обладатели Писания!", посколь­ку они как обладатели Писания с самого начала знали, что эта религия - Истина, и поэтому они должны были уверовать в последнее Писание Аллаха (Коран), но они отказались. При этом Исти­на отрицается не из-за недостатка познания или ясных доказательств, а вследствие низких побуж­дений наподобие корыстолюбия и зависти[20]».

Вызывает недоумение и аят 4:55, из которого следует, что среди людей Писания есть и уверовавшие, и будущие обитатели адского огня:

И из них были те, которые уверовали в него, и из них были те,

которые отклонились от него. И им довольно адского огня!

В общем, как и в вопросе с понятием «иудеи» в предыдущей главе, получается полная несуразица. Дополнительную путаницу вносит Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде, который причисляет к людям Писания сабиев и зороастрийцев:

«Ахль аль-Китаб - «люди писания». Последователи Иудаизма и Христианства, а также сабии, которые считают имеющиеся у них книги Тауру, Забур и Инджил Божественными Писаниями. Некоторые считают «людьми писания» и зороастрийцев. Этим термином всех их отделяют от язычников…»

Очевидно, что поводом для причисления сабиев и зороастрийцев наряду с иудеями и христианами к людям Писания является аят 22:17, поскольку о зороастрийцах в Коране больше нигде не говорится:

Поистине, те, кто верует - иудеи, и сабейцы, и христиане, и зороастрийцы, и те, кто придает Аллаху других богов - поистине, Аллах решит о них в День Воскресения. Поистине, Аллах Свидетель о всех вещах. [21]

Из данного перевода следует, что все названные группы относятся Кораном к числу верующих, но в переводах Османова и Кулиева смысл содержится прямо противоположный:

Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших

с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и

многобожниками. Поистине, Аллаху ведомо все сущее.

Согласно этому переводу, верующими их никак не назовешь, с чем согласен также А. Али-заде (Исламский энциклопедический словарь):

«Ахль аль-Китаб в Коране и Сунне подвергаются осуждению со стороны Аллаха за неприятие ими последнего пророка Мохьаммада (с.а.с.), отход от принципов строгого монотеизма, искажение ими своих священных книг, отступление от истинной веры и т.д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не являются».

Все вышеизложенное показывает, что из всех групп людей, упоминаемых в Коране, исламские богословы единодушны в том, что к людям Писания не относятся только истинные последователи пророка Мохьаммада (с.а.с) – мусульмане. Язычников мы не касаемся, поскольку они не имеют отношения к Слову Божьему в принципе.

Однако даже это их единодушное мнение находится в прямом противоречии с Кораном, поскольку из следующих аятов видно, что люди неодинаковы. Среди них есть как праведники - мусульмане, так и неверные:

Обладатели Писания не одина­ковы, - среди них есть община стойкая:

они читают аяты Ал­лаха в часы ночи, совершая мо­литву (3:113).

Они веруют в Аллаха и Судный День, приказывают одобряемое

и удерживают от неодобряемо­го. Они спешат друг перед другом

в совершении благого; они – праведники (3:114)

Действительно, среди облада­телей Писания есть такие, что веруют в

Аллаха и в то, что ни­спослано вам и что ниспослано им, смиряясь пред

Аллахом; они не продают знамения Алла­ха за малую цену. Эти - для них

награда их у их Господа. Поистине, Аллах быстр в расчете! (3:199)

Последний аят опровергает мнение А. Али-заде о том, что все люди Писания не приемлют пророка Мохьаммада (с.а.с.) и отходят от принципов монотеизма. О наличии среди них неверных сообщается во второй и девятой и 98-й сурах:

Не хотели бы те из обладателей Писания и многобожников,

которые не веруют, чтобы вам ниспосылалось благо от ваше­го

Господа, а Аллах избирает Своим милосердием, кого поже­лает:

ведь Аллах - Обладатель великой милости! (2:105).

Сражайтесь с теми из людей Писания; кто не верует в Аллаха

и в Судный День и кто не запрещает то, что запретил Аллах и

Его посланник, и не следует истинной религии, пока не будут

платить джизйу добровольно и не подчинятся (9:29).

Те, которые не веровали из людей Писания и многобожни­ков,

не отвернулись (от неверия), пока не пришло к ним ясное

знамение - ­посланник от Аллаха, который читает

очищенные от лжи свитки (98:1).

Таким образом, по признаку принадлежности к истинной вере люди Писания идентифицированы быть не могут. Уже по одной этой причине существующее их определение как иудеев и христиан следует считать неверным.

Для дальнейшего анализа нам необходимо разобраться с определением понятия «Писание». В обычном нашем понимании священными Писаниями являются Тора, Евангелие и Коран. Но, исходя из того, что исламские ученые называют людьми Писания только иудеев и христиан, - последователей Торы и Евангелия - назревает вывод, что Коран под определение «Писание» не подпадает. Но так ли это? Конечно же, нет. Это бесспорно доказывается многими аятами, в которых Всевышний обращается к Мохьаммаду (с.а.с.):

Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание; в нем есть ясно

изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты

требуют толкования (и другие ­сходные по смыслу)… (3:7);

Это есть Писание, ниспосланное тебе. Ты не должен недоумевать

о нем, а должен им учить и вразумлять верующих (7:2).

Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе Писание,

которое читается им; поистине, в этом - милость

и напоминание для народа, который верует! (29:51).

Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы подумали

над его словами и запомнили его обладатели рассудка (38:29);

Мы ниспослали тебе Писание во истине; поклоняйся

же Аллаху, очищая пред Ним веру! (39:2).

Следующие два аята однозначно указывают на то, что Коран, Тора и Евангелия есть одно и то же Писание:

О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника,

и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание,

которое Он ниспослал раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов,

и Его Писания, и Его посланников, и в Судный День, тот впал в

глубокое заблуждение (4:136)

О, люди Писания! Наш посланник пришел к вам, чтобы открыть

многое из того, что скрыли вы из Писания, и он многое обошел

молчанием. К вам от Аллаха пришел свет и ясное Писание (5:15).

Из ряда других аятов мы понимаем, что Тора и Евангелие являются не столько собственно Писаниями, сколько частями более полного Писания, которым опять же назван Коран:

Ниспослал Он тебе Писание в Истине, подтверждая

истин­ность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он

Тору и Евангелие раньше в руково­дство для людей (3:3).

Разве ты не видел тех, которым была дана лишь часть Писания?

Их призывают к Писанию Аллаха, чтобы оно их рассуди­ло;

потом некоторые из них отворачиваются, отвратив­шись (3:23).

Это - потому, что они говорили: "Никогда не коснется

нас огонь, разве что на исчисленные дни... И обольстило

их в их ре­лигии то, что они измышляли (3:24).

Разве ты не видел, что те, которым дарована часть

Писания, покупают заблуждение и хотят, чтобы вы

сбились с пути истины? (4:44).

Разве ты не видел тех, которым дарована часть Писания, они

веруют в Джибта и Тагута и говорят тем, которые не

уверовали: "Вы на более верном пути, чем верующие?" (4:51).

Мы ниспослали тебе Писание с Истиной, подтверждающее истину того,

что было в Писании прежде этого, и охраняющее его. Так суди их по тому,

что ниспослал тебе Аллах, и не следуй их желаниям, поскольку Истина

пришла к тебе. Каждому из вас Мы указали закон и дорогу. Если бы Аллах

захотел, Он сделал бы вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем,

что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху

вы все возвратитесь, и Он укажет вам, о чем вы спорите между собой (5:48).

Само собой разумеется, что несправедливо считать людьми Писания получателей части Писания и отказывать в этом тем, кто является обладателем всего Писания. Это означает, что истинные последователи Мохьаммада (с.а.с.) и всех предыдущих пророков, которых мы называем мусульманами, не могут быть исключены из числа людей Писания. Таким образом, существующее определение людей Писания как иудеев, христиан, и сабиев без причисления к ним мусульман, следует считать неверным.

Если людей Писания невозможно идентифицировать по признакам веры, то остается вариант принадлежности к тому или иному народу. Именно это направление позволяет нам прийти к искомому результату, поскольку на него прямо указывает 3:187:

И вот взял Аллах с тех, кому даровал Писание, завет:

"Вы бу­дете разъяснять его людям и не будете скрывать".

Но они бросили это за свои спины и получили за это

малую цену. Скверно же то, что они по­лучают!

Совершенно естественно, что людьми Писания следует называть тех, кому оно даровано, а даровано оно тем, с кого взят завет. На тех, с кого взят завет, указывают несколько схожих аятов Корана, мы приведем только один:

О, сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я

оказал вам, и верно соблюдайте Мой Завет, тогда и Я

буду соблю­дать Завет с вами. Меня страшитесь (2:40).

Всевышний заключил Завет с пророком Ибрахимом (мир ему). Этот завет распространялся на его потомков по обеим ветвям – как от Исхака, так и от Исмаила (мир им). Завет был обновлен во время получения Мусой (мир ему) скрижалей с Таурой (Торой). Именно об этом повествует нам аят 2:40. Сыны Исраила – вот, кто «скрывается» в Коране под именем «люди Писания». Достоверность нашего вывода подтверждается целым рядом аятов:

И даровали Мы ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба, и устроили в

потомстве его пророчество и Писание, и дали ему его награду

в мире, а ведь в последней он, конечно, из праведных. 29:27

Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от

Своей щедрости? Ведь Мы даровали роду Ибрахима Писание

и мудрость и даровали им великую власть. 4:54

Среди сынов Исраила были и верные и неверные, среди них были и иудеи, и христиане, и сабии:

Мы посылали Нуха и Ибрахима и в потомках их установили

пророчество и Пи­сание. Некоторые из них шли прямым путем,

но многие из них были нечестивыми 57:26

Только в среде сынов Исраила могли появляться священные Писания и великие пророки, в чем читатель сможет убедиться из последующих глав. Только сыны Исраила по всем «параметрам» соответствуют определению «люди Писания». Поэтому, уважаемые читатели, отныне, изучая тексты Священного Корана, следует иметь в виду, что понятия «Сыны Исраила» и «Люди Писания» являются тождественными.

Необходимо четко уяснить и то, что нынешние иудеи и христиане имеют мало общего со своими кораническими предшественниками. Они в своем абсолютном большинстве не относятся к потомкам пророка Ибрахима (мир ему), не являются людьми Писания, а потому и их пища, и их женщины дозволенными для верующих не являются:

Отныне разрешается вам в пищу добрая (и чистая) снедь. И пища тех,

которым дано Писание, разрешается для вас, и ваша пища разрешается

для них. Разрешается вам брак с целомудренными из верующих женщин

и с целомудренными женщинами из тех, которым прежде вас дано Писание,

когда дадите им утренний дар и будете (стремиться) к целомудрию, не к распутству, не беря их в любовницы. Кто отвергнет веру, того дела будут

тщетны, в будущей жизни он будет в смысле потерпевших убыток (5:5).

Да простит нас Всевышний за наши заблуждения!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: