Расчет тарифной платы по тарифным схемам

Общая стоимость обслуживания потребителя (тарифная пла­та) определяется врезультате применения той или иной тариф­ной схемы.

Тарифная схема — установленный для определенной ситуа­ции порядок расчета тарифной платы.

Тарифные схемы разрабатываются в соответствии с характе­ром оказываемых услуг и учитывают конкретные коммерческие и технологические условия их предоставления.

В некоторых случаях тарифная схема вырабатывается по согла­шению сторон при заключении договора. Однако большинство предприятий — и это следует считать хорошей практикой — имеет несколько стандартных тарифных схем для различных ситуаций.

В тарифных схемах, как правило определяются порядок расче­та цен отдельных «элементарных» услуг, которые включаются в состав той или иной реальной услуги, предоставляемой потре­бителю. В зависимости от количества «элементарных» услуг, ко­торые учитываются в схеме, выделяют двухставочные, трехставочные и тарифные схемы.

Рассмотрим три тарифные схемы, которые достаточно часто используются на практике.

Схема с оплатой перевозки груза (она носит также название сдельного тарифа). Данная схема применяется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечи­вают необходимую для рентабельной эксплуатации степень за­грузки подвижного состава.

В наиболее общем случае при использовании данной схемы с потребителя берется отдельная плата за заказ подвижного соста­ва; плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя; плата за собственно пере­возку определенного количества груза.

Роль платы за заказ (которая взимается вмомент его оформ­ления) заключается в гарантированном возмещении прямых за­трат АТП на подачу автомобиля под погрузку в том случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется от его исполь­зования.

Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой ком­пенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отпра­вителя.

Наконец, плата за перевозку покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой клиенту транспортной работы.

Таким образом, данная тарифная схема является трехставочной. При этом формула расчета тарифной платы за услугу прини­мает следующий вид:

Т = Сз + В∙Св + P∙CT-КМ

где Т — тарифная плата; С3 тарифная ставка платы за заказ; В — время пребывания автомобиля у клиента; Св — тарифная ставка платы за один час пребывания под погрузкой или разгруз­кой; Р — объем выполненной транспортной работы; Ст--км — та­рифная ставка платы за один тонно-километр для груза данного класса (данный фактор будет рассматриваться ниже).

Если предприятие работает с надежным потребителем и руко­водство АТП уверено в том, что загрузка поданного под погрузку автомобиля не будет остановлена, то отдельная оплата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно так же, если нет сомнений в выполнении заказчиком согласованных норм време­ни простоя под погрузкой и разгрузкой, то отдельная оплата времени пребывания под погрузкой может не взиматься. Схема, та­ким образом, превращается в двухставочную или даже в односта-вочную, а применяемая в данном случае тарифная ставка за один тонно-километр должна обеспечивать покрытие всех видов затрат предприятия и получение расчетной прибыли.

Схема с оплатой использования подвижного состава. Факти­чески предполагает оплату автомобиле-часов работы у потребите­ля и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава.

В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату подвижного состава, превышающего расчетный пробег.

Данную схему еще называют повременным тарифом. Форму­ла расчета тарифной платы имеет вид:

Т = Сз + Пс∙Сп + А∙САЧ,

где Т — тарифная плата; С3 тарифная ставка платы за заказ; Пс — сверхнормативный (превышающий среднее расчетное зна­чение) пробег автомобиля за смену; Сп тарифная ставка платы за один километр сверхнормативного пробега; А — автомобиле-часы работы автомобиля у заказчика; САЧ — тарифная ставка платы за один автомобиле-час.

Как и в случае сдельного тарифа, плата за заказ может не взи­маться.

Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Предусматривает использование по согласованию с за­казчиком укрупненных и упрощенных характерных измерителей транспортных услуг (поездки, заезды, доставленные контейнеры и т. д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В ос­нове применения данной схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика.

К схеме прибегают в тех случаях, когда АТП постоянно обслу­живает данного грузоотправителя и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных эксплуатацион­ных условиях. Названая схема оказывается весьма удобной и тогда, когда помимо перевозочных, потребителю постоянно представляются одни и те же дополнительные услуги (технологи­ческие, информационные и т. д.).

Расчет тарифа производится в этом случае по формуле

Т = С ∙ Р,

где Т — тарифная плата; С — тарифная ставка платы за условную расчетную единицу работы; Р — количество выполненных за оп­ределенный период условных расчетных единиц работы.

Если, например, данная схема применяется при вывозе и за­возе с крупного грузообразующего объекта контейнеров, то ус­ловной расчетной единицей может служить один вывезенный или завезенный контейнер. Ставка «за один контейнер» учитывает при этом все затраты перевозчика (и его расчетную прибыль), со­пряженные с обслуживанием данного потребителя.

Перевозчик вправе варьировать тарифные схемы и тарифные ставки по потребителям, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава.

В любом случае при необходимости в тарифную схему допол­нительно может включаться оплата предоставляемых потребите­лю не перевозочных услуг (погрузка и разгрузка, хранение, упа­ковка грузов и т. д.).

Тарифный классификатор грузов представляет собой таблицу коэффициентов, на основании которых определяется, насколько дороже (или дешевле) стоит перевозка указанного в таблице кон­кретного груза в сравнении с условно выбранным грузом первого тарифного класса.

Тарифные классификаторы грузов могут разрабатываться органами государственного управления автомобильным транс­портом, ассоциациями перевозчиков, отдельными предпри­ятиями.

Тарифный класс груза, не указанного в классификаторе, устанавливается по соглашению перевозчика и грузоотправителя пу­тем поиска в классификаторе аналогичного груза либо на основе расчета реального коэффициента использования грузоподъем­ности автомобиля.

Подход, применяемый при тарифной классификации грузов в практике ряда зарубежных стран, в принципе сходен с тем, ко­торый описан выше.

Важное отличие заключается, однако, в том, что класс груза помимо степени использования грузоподъемности автомобиля — а это, действительно, важнейший фактор тарифной классифика­ции — может учитывать и ряд других факторов, определяющих не только повышение или снижение издержек АТП при перевоз­ке данного вида груза, но и чисто коммерческие факторы, кото­рые повышают или снижают реальную платежеспособность самих потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: