Современный идеал коммуникации базируется на трех радикальных трансформациях, понимание которых может помочь при объяснении некокорых его существенных аспектов. Прежде всего это касается определения сущности нового человека. Кибернетика, совершенно новая наука о коммуникации, созданная Норбертом Винером в 1948 г., определяя сущность человека, поставила на первое место коммуникативную функцию. Второй составляющей было создание идеологии коммуникации. Новая идеология провозгласила в качестве главных врагов человека шум, энтропию (разрушительную силу, которая подрывает устои общества изнутри) и дезорганизацию. В центре концепции Винера находился проект нового общества – «общества коммуникации». Данный проект предусматривал с одной стороны, создание социальной организации, предназначенной для распространения информации, с другой стороны, определяющая роль машин, используемых для коммуникации.
В научной литературе понятия «информация» и «коммуникация» довольно часто употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или группы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация – вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взаимопонимания между людьми.
|
|
На современном этапе новейшие электронные и спутниковые системы связи создали единое информационное пространство, позволили в любой момент связаться с любым человеком в любой точке планеты. Все это в совокупности с современными средствами передвижения сделало жизнь людей на Земле взаимосвязанной и взаимозависимой. Таким образом, в последние десятилетия окончательно сложилось мировое сообщество. В связи с этим к извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, современная эпоха добавила принципиально новую проблему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.
Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Одна из ее функций состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук. Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обуславливают друг друга. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности.