Теория предмета 11 страница

Современный идеал коммуникации базируется на трех радикальных трансформациях, понимание которых может помочь при объяснении некокорых его существенных аспектов. Прежде всего это касается определения сущности нового человека. Кибернетика, совершенно новая наука о коммуникации, созданная Норбертом Винером в 1948 г., определяя сущность человека, поставила на первое место коммуникативную функцию. Второй составляющей было создание идеологии коммуникации. Новая идеология провозгласила в качестве главных врагов человека шум, энтропию (разрушительную силу, которая подрывает устои общества изнутри) и дезорганизацию. В центре концепции Винера находился проект нового общества – «общества коммуникации». Данный проект предусматривал с одной стороны, создание социальной организации, предназначенной для распространения информации, с другой стороны, определяющая роль машин, используемых для коммуникации.

В научной литературе понятия «информация» и «коммуникация» довольно часто употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или группы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация – вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взаимопонимания между людьми.

На современном этапе новейшие электронные и спутниковые системы связи создали единое информационное пространство, позволили в любой момент связаться с любым человеком в любой точке планеты. Все это в совокупности с современными средствами передвижения сделало жизнь людей на Земле взаимосвязанной и взаимозависимой. Таким образом, в последние десятилетия окончательно сложилось мировое сообщество. В связи с этим к извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, современная эпоха добавила принципиально новую проблему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Одна из ее функций состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук. Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обуславливают друг друга. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: